Вы здесь

Елена ТИХОНОВА: «Диверсанты из ДП-1 создают нам культ личности»  

27 октября 2021 в 10:35Рубрика: Акценты

Эта женщина сделала наш октябрь! Вместе со всем журналистским сообществом мы зачарованно следили то ли за детективом, то ли за триллером под названием «Поход Тихоновой в госСМИ». Ее звезда в газете «Ил Тумэн» пронеслась по небосклону стремительно, опалив не менее звездное руководство. Елене удалось сделать главное: привлечь внимание к работе Издательского дома «Ил Тумэн», на который в год бюджет республики тратит 19 миллионов. О том, как они расходуются, и в целом об информационной политике в Якутии, мы поговорили с Еленой Тихоновой.

Елена в журналистских кругах республики - человек известный. Хозяйка первого или, как сама шутит, «древнейшего» сайта республики интернет-газеты «В Якутии.ру». И вот неожиданно для многих в начале октября Тихонова перешла на работу в Издательский дом «Ил Тумэн», где возглавила одно из трех его СМИ – русскоязычную газету «Ил Тумэн».

- Елена, как случилось, что ты решила оставить вольницу частного сайта и перейти на работу в государственное СМИ?

- Года два назад Мария Николаевна (Христофорова, гендиректор ИД «Ил Тумэн» - прим.ред.) приглашала меня туда корреспондентом. А нынче, в конце сентября, позвонила и поинтересовалась, нет ли у меня кандидатуры на должность редактора русскоязычной газеты. Я спросила пару человек – никто не заинтересовался. А потом подумала: почему бы самой не пойти? Надеялась, попаду в машину времени, вернусь в старую добрую атмосферу газетных редакций, вольюсь в коллектив единомышленников с горящими глазами. Такой для меня была классическая журналистика в «Якутске Вечернем» и «Эхо столицы», где работала.

Понятно, что пандемия. Но надеялась, что хотя бы в дни верстки будем встречаться с коллективом, хотя бы раз в неделю – «живые» планерки. Но там сейчас все дистанционно. У меня был тихий шок, переходящий в нервный смех по поводу планерки. По пятницам Галина Алексеевна (Бочкарева, замгендиректора ИД «Ил Тумэн» и председатель Союза журналистов Якутии) сначала проводит планерку с «якутской» редакцией, затем - с «русской». Думала, если меня взяли редактором, то сами, с журналистами, будем планировать газету. Но у них это даже не планерка. Галина Алексеевна делает обзор вышедшего номера: в «Зуме» с выражением читает заголовки, имена авторов, и что все у них хорошо. На 8 октября - мой первый номер - они накидали какие-то темы, но я все перекроила, потому что тот план показался  неинтересным.

- Как тебя встретили в газете?

- Около недели Мария Николаевна и Галина Алексеевна думали, потом пригласили на работу. Я часто раньше критиковала Союз журналистов Якутии. И отношение Галины Алексеевны ко мне почувствовала с первого ее: «Здрасьте!». А потом я стала задавать вопросы: почему нет корректора, выпускающего редактора? На четыре журналиста с моим приходом стало четыре начальника: генеральный директор, ее зам, я как редактор и Майя Акимова, редактор «Сахапраламент.ру». А в сахаязычной газете журналистов на тот момент было в два раза меньше, сейчас не знаю.

Там какая-то сложная система. Учредителем Издательского дома «Ил Тумэн» является Мининноваций. В нем находятся три средства массовой информации: русскоязычная, сахаязычная печатные газеты и сетевое издание «Сахапарламент.ру». Так вот все они учреждены Госсобранием (Ил Тумэн). В общем, начальники - в каждом СМИ, да еще и раздутый аппарат в Издательском доме. Прям, как в старину в баайских алаасах: Хотун - на Хотунше, а в хотоне «девок-чернавок» не хватает...  

- Елена, до октября 21-го ты вообще газету «Ил Тумэн» в руках держала?

- Давно нет. Думала, у них тираж - хотя бы тысяча, полторы-две, а там - 700 экземпляров! Ровно два года назад, когда народного депутата Якутии Марию Христофорову утверждали гендиректором-главным редактором Издательского дома «Ил Тумэн», на сессии выражали надежду, что тираж в разы возрастет, тогда он тоже был 700. И что сегодня? А ничего. Как был тираж по 10 штук газет на одну депутатскую душу, так и сегодня. А, как подсчитал наш коллега Владимир Нифонтов, в год на содержание Издательского дома республика тратит 19 миллионов…

- Не секрет, что не все коллеги поддержали тебя, когда стала писать в соцсетях о ситуации в редакции «Ил Тумэна» и публиковать внутреннюю служебную переписку. Переходя на новую работу, ты оставила главным редактором своей интернет-газеты  «В Якутии.ру» журналиста Дмитрия Лю. Как бы ты отнеслась к тому, если бы он стал вываливать в Интернет вашу внутреннюю кухню?

- Было бы плохо. Мы - частное  здание, и свою внутреннюю кухню обустраиваем сами, как считаем нужным и возможным для себя. А Издательский дом «Ил Тумэн» существует на бюджетные средства. Должна быть прозрачность их расходов, показана эффективность трат. Как в государственной газете – рупоре республиканского парламента – нет корректора? Почему его не было даже в штатном расписании Издательского дома?

В официальном печатном органе парламента любая ошибка может иметь серьезные последствия. Когда готовила  второй номер - на 15 октября, спрашивала в Facebook, как  правильно писать те или иные фразы. Сказала, что в Издательском доме  «Ил Тумэн» нет корректора. В общем, никакую «кухню» вываливать не собиралась, просто обратилась к коллегам и подписчикам за помощью. А наутро меня начали разбирать на планерке. Устроили настоящую травлю. Так нельзя. Сначала, уважаемые, поднимите свои габариты из кабинетов и по тем же пожарам поездите. Никакие мои доводы не были услышаны, а шла лишь критика, что «вынесла сор из избы». Но я не девочка для битья и всегда буду защищаться. Лишь после этого стала говорить, что ТАМ на самом деле происходит. Изба-то – не частная,  а общая. Это издательский дом на народные деньги.

- На чьей стороне оказалась генеральный директор Мария Христофорова?

- Она старалась сохранить нейтралитет. Думаю, наибольшую активность против меня проявляла Бочкарева.  Христофорова – активная депутат, хороший менеджер и отзывчивый человек. Молодец, что ежегодно добивается из госбюджета порядка 16-20 миллионов рублей, насколько понимаем, на возмещение почтовых затрат для своей газеты «Кыым». Да, для людей она стала дешевле. Я не против поддержки «Кыыма». Но почему тогда из бюджета не поддерживают другие частные печатные издания республики, которые так же страдают из-за высоких почтовых тарифов? Наверное, это несправедливо.

- Но ведь и журналисты выступили против тебя…

- У меня был нормальный контакт с журналистами, я их не мучила. Но требовала изменить подход к работе, делать материалы более интересными, полезными для людей. В их распоряжении 70 депутатов! Имеют полный доступ к законотворческому процессу. Так давайте рассказывать читателям, над чем работает Госсобрание, какие законы там принимаются, как они могут облегчить жизнь конкретных людей! Но там  же страдали перепечатками из федеральных СМИ и сухими релизами.

Когда 20-21 октября в Ил Тумэне шло пленарное заседание, я в первый же день у себя на сайте «В Якутии.ру», сделала четыре больших авторских материала. Вечером зашла на «Саха Парламент.ру», там висело единственное сообщение: началась сессия, такие-то такие вопросы. Разве это работа?!

Журналисты там получают свои 35-38 гарантированных тысяч в месяц, и у них нет стимула лучше работать. Везде в редакциях есть какая-то фиксированная часть зарплаты, а остальное журналисты добирают за счет гонораров. Но если твоя зарплата ни от чего не зависит, то можно, не напрягаясь, делать какой-то установленный минимум и сидеть дальше. Кроме того, газетных журналистов там по графику бесплатно заставляют работать на сайт «Сахапарламент.ру». Что это за «субботники» такие – бесплатно работать с дежурствами, в том числе по выходным? На что тогда тратятся миллионы из бюджета?..

Многие журналисты с интересом относились к моим предложениям и требованиям. Им, наверное, и самим скучно так работать. Но да, выступили против меня, поскольку на них, скорее, надавили сверху.

Может, вообще закрыть эти СМИ, раз у них нет своего читателя? Четыре из 20 полос в неделю отводятся под «Парламентский вестник», где публикуются законы Республики Саха (Якутия). Для вступления в силу они должны быть опубликованы, так что, в любом случае, Госсобранию нужны свои информплощадки. Но нужны ли три собственных СМИ – большой вопрос. Может быть, достаточно выкупить четыре полосы в неделю в каких-либо  других действующих и читаемых средствах массовой информации? Это будет и дешевле, и эффективнее с точки зрения достижения целей – дойдет до читателей, до народа.

Удивительно и невообразимо: четыре полосы «Парламентского вестника» редакторы вообще не читают. Им это даже... запрещают.  Бочкарева мне лично не раз говорила, чтобы я их даже не смотрела, вообще про них забыла. Что готовые материалы верстальщику присылают из Госсобрания. Но как дизайнеры-верстальщики  которые часто меняются, могут быть последними рубежами при опубликовании законов республики?! Вдруг он возьмет не тот файл? Или специалист Ил Тумэна вдруг пришлет не то, что надо? Кто-то же должен, в конце концов,  проверить и согласовать, как это будет выглядеть в окончательном варианте в газете?! Вот так выстроена работа в Издательском доме «Ил Тумэн» - даже без должного взаимодействия с самим парламентом.

А вдруг какой-нибудь юморист или провокатор в закон слово «Гитлер» вставит? У нас ведь юмористов - полный Интернет. Какой федеральный скандал получим! Но у нас все законы публикуются, получается, только верстальщиком Издательского дома «Ил Тумэн». Ни депутат Христофорова, ни ее заместитель Бочкарева этот процесс не контролируют и другим не советуют. Это очень опасно.

Еще о возможных путях спасения не только парламентских СМИ, но и имиджа самого Госсобрания. Можно выставить издание этих газет на аутсорсинг. В Якутске достаточно журналистов и изданий, которые могли бы за это взяться. Наверняка, это будет и дешевле, и профессиональнее. Тогда Издательский дом «Ил Тумэн» не будет какой-то «священной коровой», куда даже сами депутаты боятся заглянуть с вопросами. А ведь там, напомню, бюджетное финансирование…

- Елена, кто-нибудь из руководства Ил Тумэна связывался с тобой, чтобы разобраться в этом конфликте?

- Всего под моим редакторством вышли два номера газеты. После первого Бочкарева, я и редактор сахаязычной газеты Иевлева  ходили в Госсобрание, перед нами поставили большие и правильные  задачи. Но когда конфликт вышел в информационное пространство, из Ил Тумэна не было ни звонка. Тут я узнала, что официально даже еще не оформлена, поскольку депутат Христофорова была в Москве и не подписала мои приказ и трудовой договор. Так что в итоге я просто отозвала свое заявление о приеме на работу.

- Как говорится, есть мнение, что на войнушку против Христофоровой и Бочкаревой тебя попросил выйти новый председатель Ил Тумэна Алексей Еремеев. Что ему тоже не нравится, как работает Издательский дом Госсобрания, но нужен был формальный повод для ревизии.

- Нет. С Еремеевым я вообще не встречалась, и никаких разговоров не было. Прийти в газету было исключительно моим решением, я хотела там работать. Чего скрывать, все-таки в моем возрасте это соцпакет с каким-то гарантированным содержанием.

- Год назад, на пресс-конференции, Айсен Николаев приглашал тебя работать в Департамент информационной политики. Сейчас место его руководителя вакантно. Не думаешь выставить свою кандидатуру?

- Ой, что вы. Тогда в окружении Ил Дархана просто сделали вид, что этих его слов не заметили... А сейчас это зачем? Уже и не хочется.

КАК «ШЬЕТСЯ» ИМИДЖ ИЛ ДАРХАНА

- Лена, давай поговорим в целом об информационной политике в республике. Как ты ее оцениваешь?

- За три года, что Айсен Николаев возглавляет республику, сменились уже три руководителя Департамента информационной политики. Значит, этой самой политики просто нет? У меня и у других коллег был нормальный рабочий контакт с Василием Амбросьевым (уволенный на днях руководитель Департамента информационной политики АГиП РС(Я) – прим.ред.), ранее – с первым руководителем Русланом Тимофеевым. Но им не дали развернуться, потому что на все нужна тысяча согласований. У нынешнего пресс-секретаря Ил Дархана вся информполитика умещается в строки: «Глава республики работает в Москве, сообщил об этом его пресс-секретарь Афанасий Ноев»... Какой посыл в этой бесполезной информации? Не устану повторять: есть в нашей отрасли те, кто десятилетиями занимает высокие посты, эдакие вечные начальники...

ГосСМИ задерганы настолько, что боятся хоть какой-то самостоятельности. Вообще, госСМИ заряжены только на Ил Дархана. С начала сентября  каждую неделю ездила в Бясь-Кюель. Так если Айсен Николаев не едет, там нет ни камер, ни журналистов или очень мало. Хотя, вот вам - почти живет здесь в тапочках Бердников (первый зампред правительства республики), вот министр строительства Кылатчанов в красной куртке на мотоцикл к кому-то садится – клондайк для живой информации, вот вам СГЗ или застройщики. Был бы Тарасенко (председатель правительства РС(Я)), более живой на язык, и его поймать можно было. Но, получается, раз нет Ил Дархана, то госСМИ и говорить не о чем...

Нет ощущения команды республики! Обо всем вещает только Айсен Николаев, как здесь, так и на федеральном уровне. Искусственно, как будто специально, создается какой-то культ его личности, как будто он один – за все в ответе. В Инстаграм-странице «AISEN IL DARKHAN» недавно смонтировали ролик из благодарностей жителей Бясь-Кюеля за восстановление после пожара. Так там только слава Ил Дархану и безграничная народная любовь к нему… Я же знаю всех этих людей, кто попал в ролик, сама с ними не раз разговаривала. Да, они благодарят Ил Дархана, но не только его, но и Путина, и Бердникова, и строителей, и Доброштаб, и всех якутян… А нам, не только по Бясь-Кюелю, всё подают, как приторный шоколад, как навязчивую рекламу у метро, будто специально вызывая какое-то информационное отторжение к главе республики... Порой кажется, что все это – умелая диверсионная работа изнутри ДП-1...

Не знаю, кто ведет соцсети Айсена Николаева. Но у него все посты какие-то не по возрасту восторженные, со множеством восклицательных знаков. Видно, что пишет человек без жизненного опыта – все на каком-то искусственном задоре и позитиве. Когда же все это вкупе, из таких вот деталей «шьется» и страдает имидж Ил Дархана. И дает лишние поводы оппозиции пройтись по нему катком. Айсен Николаев многого добился для республики за эти три года. Только люди этого не знают, потому что «проводники» информации– ноевы, бочкаревы...

Почему в том году, во время внесения поправок в Конституцию, и нынче, во время думских выборов, молчали, например, Марков (гендиректор НВК «САХА»), Колесов (гендиректор «Сахамедиа»), тот же пресс-секретарь Ил Дархана Ноев и председатель Союза журналистов Бочкарева? Не являюсь членом «Единой России» и СЖР, но не стеснялась говорить, что буду голосовать за эту партию, что другим не доверяю.

Сусанна Рожина (блогер, журналист) то же самое везде говорит и правильно делает.  Ну, а где же все те, кто сидит, как говорится, «у власти в сласти»? Кто всю жизнь, со времен раннего Владимира Путина и позднего Михаила Николаева, получали и до сих пор получают все блага жизни – высокие посты, льготы, статус, общественное признание?  

Все же спрятались, как будто мы не Конституцию России правим или не Государственную Думу выбираем, представителей республики в ней, а максимум - главу какого-то удаленного аула. Если вы – против, то есть  не разделяете целей этой власти, то, наверное, нужно уйти и не делать вид, что ее поддерживаете?.. Ну, а если за, тогда почему молчите? Чего боитесь?..  В итоге мы и получили соответствующий результат на выборах. Нужно как-то переформатировать работу госСМИ. И с отдельными «страусами» в руководстве якутской журналистики в разведку лучше не ходить...

САМИ СЕБЯ

- Как переформатировать?

 - Нет у нас всех понимания глубинных процессов того, что происходит в республике. Нет должной аналитики,  везде - разрозненные факты, обрывки фраз... Всё – на уровне пары предложений, на ходу, как фастфуд. Из вастапа берем в соцсети, в телеграм и наоборот. Вроде бы при Айсене Николаеве из федерального бюджета республика стала получать больше средств по отдельным отраслям. Ну, так подайте нормально эту информацию, объясните людям, что делаете и чего добились! Насколько понимаю, от госСМИ требуют не качества работы, а исключительно количества публикаций на ту или иную тему. Вот одна и та же информация и курсирует вокруг площади Ленина, не доходя до людей. Как когда-то сказала одна знакомая пресс-секретарь: сами пишем, сами читаем и сами себе «лайкаем»...

И с нами, представителями частных изданий, нужно активнее работать. В мае прошлого года мы, журналисты, направили открытое письмо Ил Дархану. И вроде бы что-то сдвинулось, нас хотя бы стали брать в какие-то поездки. Но власть все еще продолжает отдавать предпочтение соцсетям, нежели общению с пытливыми журналистами. С нами Ил Дархан в этом году встречался один раз осенью в Немюгюнцах, в прошлом – дважды. И все. Членов правительства тоже прямо с головой закинули в соцсети. В итоге ни нормальных вопросов, ни нормальных ответов: одни локальные проблемы с коммуналкой, дорогами, да сердечки с поцелуйчиками. Даже итоги пожароопасного сезона толком нынче не подвели, хотя пресс-конференция, причем расширенная, была нужна.

Года два назад ходило WhatsApp-сообщение на якутском языке одного из зрителей, что НВК «САХА» - это целыми днями спорт, много Олонхо, ысыахов и сериалов. Такое впечатление, что в НВК эти любовные сериалы сами о своей жизни пишут, сами в них снимаются, сами показывают и сами же их смотрят… А новости посмотришь, так одни «говорящие головы», причем зачастую безграмотные. Не так давно в Фейсбуке всем двором сквозь слезы хохотали: от слов одного диктора якутского телевидения о том, что Великая Отечественная война началась в... 1945 году.

Здесь бы нас, опытных журналистов, привлечь для работы с молодой порослью. Институт наставничества ввести. Нам есть, что рассказать, но это никому не нужно. В Союзе журналистов во главе с Бочкаревой вопросы о проблемах и будущем отрасли не поднимают. Там предпочитают ездить за границу и в Сочи для участия в медиа-тусовках. В 2018 году, сразу после выборов, туда еще главу республики заманили же, помните? Я об этом тогда сразу написала, что не его уровня это мероприятие...   Самим ГосСМИ удобно работать в режиме, когда им говорят, что показывать и рассказывать. А единственное, за что не бьют, – спорт, Олонхо и сериалы. Властям, видимо, тоже удобно, что они не сходят с подконтрольных экранов и газетных полос. Вроде бы все довольны, а информационной политики, стратегии, идеологии нет.

Возвращаясь к поводу нашего разговора: надеюсь, Ил Тумэн во главе с новым руководителем детально изучит работу своих СМИ. Они давно стали придворными изданиями депутатов – депутаты в них появляются, и депутаты их же и читают. Хотя любые государственные СМИ должны, прежде всего, приносить пользу людям, а потом только обслуживать своих госзаказчиков.

Источник: ТайгаПост

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?