Вы здесь

Егору Борисову было легче доверить народ саха русскому, чем полукровке - Константин Калачев

07 июня 2018 в 11:14Рубрика: Акценты

ТайгаПост продолжает публикацию интервью с московским политологом Константином Калачевым. В 2017-2018 г.г. Калачев почти год консультировал Ил Дархана Егора Борисова, что, впрочем не спасло его от досрочной отставки. По мнению политолога, во всем виновата команда Борисова, которая думала, как ему угодить, а не как  не навредить. И в конце он остался один. 

- Константин, Вы уже говорили о том, что команда Егора Борисова работала не на результат, а просто старалась ему угодить. У Вас есть рецепты, как врио Айсену Николаеву избежать повторения ситуации?

- Николаев – самодостаточный политик, и вряд ли нуждается в советах или чужих рецептах. Но у меня есть пожелание: чтобы проблемы, с которыми столкнулся Борисов, не коснулись Николаева, чтобы у него была команда - не набор людей. Пусть ярких, интересных, умных, но друг другу противоречащих, неспособных и нежелающих вместе работать. Чтобы не было аппаратных интриг, подковерной борьбы и т.д. Однажды мы с Айсеном Николаевым случайно оказались рядом в самолете Якутск-Москва. Я спросил тогда еще у мэра Якутска, в чем главная проблема Борисова. "У Борисова нет команды", - ответил Николаев.

Я искренен, когда говорю, что очень хотелось бы, чтобы Якутия стала регионом опережающего развития. Для этого здесь есть всё - от природных ресурсов до уникального человеческого капитала. В якутских улусах люди замечательные, в промышленных тоже потрясающие. Нужно, чтобы Айсен Николаев сумел их зажечь. Для этого нужно быть простым и понятным и делать ставку на профессионализм, а не на проявление преданности. Я уже говорил, что у Егора Борисова при подборе кадров на последнем этапе его работы лояльность играла большую роль, чем что-либо еще.

- Давайте вспомним февральский скандал Егора Борисова и его помощника со стюардессами «Аэрофлота». Это не Вы тогда посоветовали главе обвинить «Аэрофлот» в неуважении якутян?

- С нами по этому вопросу вообще никто не посоветовался. Я о скандале с «Аэрофлотом» узнал постфактум. Потом через две недели я сказал Борисову: «Слушайте, вы понимали, что этот скандал нельзя было подогревать? Что, в принципе, было достаточно одного звонка, чтобы примириться? Что версии о том, что вы себя плохо чувствовали и поэтому, собственно, возник конфликт, было бы достаточно, а те люди, которые якобы встают на баррикады и умирают на амбразурах, просто эксплуатируют Ваше непонимание ситуации?». К сожалению, он не понимал. Может быть, он даже не давал каких-то прямых команд, но проблема в том, что работавшие с ним люди пытались угадывать его мысли, угодить ему. И почему-то решили, что ему понравится война с «Аэрофлотом».

Я сам был в ситуации, когда ссорился со стюардессой, даже швырял карту «Аэрофлота» на землю. Потому что притесняли меня и моих детей, как я считал. Но ведь это же не повод, чтобы затевать медийный скандал.

- Ходили слухи, что Айсена Николаева прочили на должность главы республики гораздо раньше. И что он пришел в бешенство, когда в апреле 2014-го Борисов подал в отставку, а Путин назначил его врио. Вам что-нибудь об этом известно?

- В 2014-м я в Якутии не работал и таких деталей не знаю. Но действительно, Айсен Николаев мог стать главой республики гораздо раньше. Когда смотрели кандидатуры, Виктор Ишаев (полпред президента РФ в ДФО в 2009-2013 г.г. – А.Н.) сделал ставку не на него, а на опыт… С другой стороны, этот второй его заход стал легче, а то Николаев сейчас бы в положении Борисова оказался.

Когда в апреле 2017 года я впервые собирался в Якутию, в Москве разговаривались на каком-то мероприятии с секретарем генсовета «Единой России» Сергеем Неверовым. У нас был следующий диалог: «Ты в Якутию собираешься?» «Да» «Там Николаев сидит такой. Очень хороший парень, не обижай…». И тут я понял, что Николаев реально крут, если секретарь генсовета так говорит. Я мог бы, конечно, и обижать. И, на самом деле, мы могли заработать на борьбе с Николаевым очень много денег. Но я всегда считал, что Якутии нужна консолидация.

Не надо думать, что Борисов такой плохой, просто он попал в сложное время. То, что могли делать Михаил Николаев и Вячеслав Штыров, Борисов уже не мог. Но он отстоял, что можно было отстоять. Хорошо, если Айсен Николаев не станет переписывать историю предшественника, а сохранит преемственность. То, что на самом деле было плохо, надо менять. И каких-то глав улусов надо менять. Действительно нужно расширять пространство свободы, меньше бюрократизма – много чего надо... Я бы посоветовал Николаеву простую вещь: попытаться все-таки найти хорошее в предыдущем периоде, а меняя плохое, не строить на этом избирательную кампанию.

- Константин, почему тогда Егор Борисов не видел своим преемником такого замечательного Айсена Николаева?

- Я уже говорил, что команда накручивала Борисова в отношении Николаева. Ему трудно было назвать его преемником. Потом Борисов, на самом деле, саха на все 100%. Николаев – наполовину. Поэтому Борисов, может быть, был не уверен, что Николаев сможет выдержать его линию. Ведь сегодня в Якутии саха – большинство, вы же знаете об этом. При Борисове саха стали большинством. Но я думаю, что Егор Афанасьевич ошибался в одном: иногда полукровка может быть куда большим патриотом, если он сам себя идентифицирует представителем конкретного народа. Он может оказаться большим патриотом, чем те самые записные саха из правильных улусов, которые вместе с ним детей крестили, воспитывали, к шаманам ходили или еще что-то. У Борисова стоял вопрос: а можно ли народ саха доверить Николаеву, который не совсем саха.

- А русскому Маринычеву, которого Борисов считал преемником, можно народ саха доверить?

- Думаю, что он, скорее, передал бы должность русскому или кому-то еще, чем полукровке. Думаю, Егор Афанасьевич тут ошибался. Айсен Николаев себя совершенно четко идентифицирует как саха. А то, что в нем намешаны разные крови, это плюс, а не минус. Он точно не националист. И будет одинаково хорош для всех народов, проживающих на территории республики. А что касается сохранения идентичности, лица республики, то Николаев, думаю, будет даже большим патриотом, чем Борисов. Много раз я убеждался в том, что метисы очень часто становятся куда большими патриотами, если сами выбирают, на какой они стороне.

Я бы хотел, чтобы Республика Саха оставалась Республикой Саха, а не стала второй Тамбовской областью. Чтобы в Якутии продолжали снимать свое кино, говорили на своем языке. Чтобы это была неотъемлемая часть России со своим лицом, своей изюминкой – культурой и традициями, кухней – все то, что мне понравилось в Якутии. Если меня спросят: «Какой народ самый крутой?» Я отвечу, что вы – саха – самые крутые.

- Если Вас опять пригласят консультировать руководство Якутии, приедете?

- Нет. Если просто пригласят в Якутию, с удовольствием приеду. Я еще многое у вас не видел. У меня есть мечта – побывать на ысыахе. А работать в Якутии – нет. Мне дома хорошо, комфортно. И есть много других регионов, где можно зарабатывать.

Источник: Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост

Мы делали все, чтобы Егор Борисов не мешал Айсену Николаеву избраться - Константин Калачев

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?