Вы здесь

Давайте дружить. Почему полицейские мирятся с преступниками

18 февраля 2019 в 10:09Рубрика: Акценты

По данным МВД, в 2018 году в судах было рассмотрено 48 уголовных дел по статьям 318 и 319 УК РФ (насилие или оскорбление представителя власти), потерпевшими по которым выступали сотрудники полиции. Как правило, противоправные действия совершаются в отношении патрульных постовых, инспекторов ГАИ и участковых. Отметим, обычно до тяжких последствий не доходит, буяны ограничиваются оскорблениями или нанесением побоев. Но и за это предусмотрена уголовная ответственность.

Были времена, когда сотрудники МВД охотно примирялись с подозреваемыми в преступлении. Можно предположить, что причиной этого были не добрые сердца сотрудников правопорядка, а некая материальная заинтересованность. Проще говоря, обвиняемые откупались от оскорбленных и избитых ими должностных лиц. С моральной точки зрения такие действия сотрудников оправдать сложно. Ведь преступления совершались в отношении государственных органов правопорядка, а не просто против гражданина.

Сейчас вроде бы практику всепрощения прекратили – такова воля министра внутренних дел по Якутии Владимира Прокопенко. Так, по данным МВД, из 48 уголовных дел по 318 и 319 статьям УК в 2018 году было лишь одно примирение сторон.

Из сообщения МВД по РС (Я):

«По данному факту была проведена служебная проверка, которая подтвердила, что потерпевший, являющийся сотрудником ОВД, не преследовал какие-либо корыстные мотивы. Примирился с обвиняемой стороной, так как подсудимый по ч. 1 ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации является отцом пятерых несовершеннолетних детей и раскаялся за содеянное».

Однако есть основания полагать, что правоохранители нашли лазейку в распоряжении МВД, запрещающем им примиряться с хулиганами. Так, в среднем в год по указанным статьям УК Алданским Следкомом возбуждается десяток уголовных дел. И больше половины из них заканчиваются примирением сторон. В статистику эти дела не попадают, поскольку Следком направляет в суд дело на вынесение обвиняемым судебного штрафа, как правило, 20-30 тысяч рублей. Обвиняемые при этом судимыми не считаются, но дело прекращается по так называемым нереабилитирующим основаниям.

Александр ЛЕВОЧКИН, руководитель Алданского Следкома:

- Многие уголовные дела в России, где потерпевшими являются полицейские, заканчиваются судебным штрафом. Они не попадают в статистику дел, прекращенных за примирением сторон. Конечно, если сотрудник получил вред здоровью, тут не может речь идти о прекращении уголовного дела. Но у нас, слава богу, максимум побои или даже просто угрозы.

- По каким причинам уголовные дела заканчиваются не приговором, а судебным штрафом?

- Обязательное условие для применения судебного штрафа – примирение сторон. Потерпевший - в данном случае должностное лицо – пишет заявление, что не имеет претензий к обвиняемому, он загладил вред. Как он загладил вред – деньгами, просто принес извинения – это уже их личное дело. Формально нет коррупции, если не доказано обратное. При этом мы выясняем, были ли у обвиняемого раньше конфликты с этим участковым, инспектором ГАИ. Может быть, оскорбления и побои сотруднику были нанесены из мести за его профессиональную деятельность. Тогда может быть принято решение о направлении прокурору дела в общем порядке. Но у нас таких случаев не было.

 

Конечно, должностное лицо – это и просто человек, который может простить обидчика. И все же непонятно, почему полицейские охотно идут на мировую с обидчиками, фактически вселяя в них веру в безнаказанность. А безнаказанность, как известно, порождает новые преступления. Возможно, такое благородство людей в форме обусловлено именно корыстным интересом. Но в МВД на это внимания не обращают, ведь формально в прошлом году за примирением сторон с потерпевшим полицейским было прекращено только одно уголовное дело.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

 

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?