Чужих детей не бывает. Свое дело Нины ГОРБУНОВОЙ

Рубрика: Жизнь +

В первый рабочий день ее отправили переодеваться домой сменить бантики и гольфы на наряд взрослого человека. Через годы в ее сумочке рядом с пенсионным удостоверением лежал студенческий билет. За полвека на ниве педагогики она завоевала непререкаемый авторитет коллег. И где-то женской мудростью, где-то смекалкой создала детские сады, которые ставят в пример всей России. Неудивительно, что в очередной раз взявшись за новое для себя дело, без труда прошла в Якутскую городскую Думу.

Нина ГОРБУНОВА родилась в Покровске. Но об этом периоде жизни ничего не помнит. Когда Нине исполнилось четыре, папу, водителя базы геологии, перевели в Якутск, и семья поехала за ним. Их новым местом жительства стал поселок Геологов. Одно из ярких впечатлений тех лет - походы со старшей сестрой к папе на работу, когда их обычно сопровождал не весть откуда взявшийся весь в чернилах поросенок.

Восемь классов Нина окончила в 14 лет и решила, что пора становиться на ноги. По совету мамы подала документы в Якутское педучилище. В ЯПУ-2 отбирали по конкурсу, о котором мечтает большинство современных вузов – 7,5 человек на место. Диплом воспитателя получила, когда ей не исполнилось и 18 лет. До совершеннолетия Нину отказывались брать на работу. Детский сад был по соседству с их домом, и девушка, как на работу, ходила к заведующей, пока суровая Вера Викторовна РОМАНОВА не согласилась взять.

Нина ГОРБУНОВА:

- В первый свой день я пришла в гольфах, с бантиком.  Вера Викторовна посмотрела на меня и сказала: «Иди переоденься – ты уже воспитатель» …

Мне досталась подготовительная группа. Поначалу было сложно: это очень трудно собрать группу детей. В педучилище я училась хорошо. За плечами была крепкая теория, и практику тоже сдала на «пять». Там я научилась танцевать, петь, рисовать. Тогда давали очень хорошее образование.

- А сейчас с какой базой приходят выпускники педучилищ?

- Знаете, лучше иметь среднюю сообразительность, чем высшее образование. У ребят с высшим образованием хорошо поставлена теория. Но ребята из педучилищ ближе к детям, у них было больше практики. Нужно много знать и уметь, чтобы организовать детский коллектив. Каждый ребенок хочет заниматься своим делом. А чтобы провести занятие или какое-то мероприятие, нужно привлечь внимание, чтобы дети тебя услышали. Нужно уметь с детьми играть. Не зря же у них самая страшная угроза: «Я не буду с тобой играть», самое главное для них – игра. 

Меня учили педагоги не приходить к детям с пустыми руками. Стоит показать игрушку, как они все вокруг тебя. А когда получила внимание, опять же через игру проводишь с детьми свое запланированное мероприятие.

- Нина Виссарионовна, в этом году вы отметили полвека педагогической деятельности. Дети и родители за это время сильно изменились?

- Современные родители мало общаются со своими детьми. Недавно наблюдала картину: мама катит коляску, сама в телефоне, и ребенок в коляске в телефоне. В раздевалке постоянно слышишь: «Не болтай, быстрее одевайся!». По дороге домой: «Пошли быстрее!». Но ведь именно общение со взрослым является важнейшим фактором общего психического развития ребенка. В детсадах создаются целые группы с задержкой речевого развития.

Я бы при планировании детей обязала будущих мам и пап пройти курс молодых родителей. Современные родители слишком заняты собой, чего сами не замечают. А все это отражается на детях.

В детском саду №20 «Елочка» поселка Геологов Нина ГОРБУНОВА проработала 15 лет. От воспитателя доросла до методиста. Едва ли не с самого начала давала открытые занятия на город. Среди возрастных коллег выделялась новаторством, отвергала многое из того, что тогда считалось незыблемым в дошкольной педагогике.

- Нина Виссарионовна, а сейчас, когда девочки приходят устраиваться, вы даете им возможность стать «революционерами»-новаторами или, как когда-то вас, пытаетесь давить собственным авторитетом?

- Я задаю девочкам три вопроса: какие игры они знают, любят ли они детей, и что такое сенсорика. Главное для меня, чтобы они детей любили. А по глазам сразу видно, отвечает ли человек искренне. Для меня не бывает чужих детей. Если где-то в группе долго плачет ребенок, я обязательно туда пойду, постараюсь успокоить. Мне до сих пор кажется, что лучше меня никто этого не сделает.

Я всегда говорю: самое главное - здоровье и жизнь детей. Если вы вовремя не заполнили какой-то журнал или не провели занятие – это дело второе. Ребенок должен с удовольствием идти в детский сад. Если же он начинает плакать еще с ворот, нужно призадуматься. 

Приглашаю родителей, спрашиваю, в чем причина. При необходимости создаем индивидуальную карту для ребенка. С ним работают психолог, методист, воспитатели. Ему даже могут приготовить отдельно любимое блюдо, чтобы у него появились положительные эмоции. 

 

После 15 лет работы в «Елочке» поселка Геологов Нину ГОРБУНОВУ предложили заведовать новым, еще строящимся садиком. Нужно было укомплектовать его коллективом, мебелью, оборудованием. «Я получила там уникальный опыт. В 90-е же ничего не было. И я как-то даже в воинскую часть к какому-то генералу ездила просить лишние ложки, вилки», - смеется Нина Виссарионовна.

 На дворе начало 90-х, и стройка стала долгостроем. Четыре года Горбунова провела, что называется, на стройплощадке. Когда же работы вовсе затормозились, ей предложили возглавить действующий детский сад «Ласточка» ОАО «Якутскгеофизика». В этом коллективе Нина Виссарионовна проработала еще 15 лет и полюбила его всей душой. Вместо кладовых оборудовали театр, создали Зимний сад… 

А потом поступило новое предложение - стать заведующей очередного строящегося детсада. Сначала отказалась, но все же поехала посмотреть объект. А увидев круглые окна, растаяла.

Нина ГОРБУНОВА:

- Перед этим я была на учебе в Москве. Наш научный руководитель Баатр Борисович ЕГОРОВ курировал там детский сад, который все называли президентским. Я была в шоке, какое там оборудование, условия, игрушки! Какие светлые группы! Вышла со слезами: почему у нас в Якутии, где дети всю зиму сидят в группах, нет такого детского сада?

Тогда мэром Якутска был Юрий Вадимович ЗАБОЛЕВ. Здание детского сада было почти готовое и, кроме круглых окон, совершенно неинтересное. Белые стены, третий этаж – огромная нефункциональная студия, маленький спортзал и т.д. Я в Интернете собрала лучшие дизайнерские решения в России и мире и с этими фотографиями пошла к Заболеву. Говорю: «У нас в городе 20 лет не строились детские сады. Это будет первый, и что вы построите? Это же ваша визитная карточка! Вы будете туда гостей из других городов и стран возить. Что вы им покажете?».

Юрий Вадимович, подумав и посмотрев фотографии, согласился с моими доводами. И спросил, как его назовем. У меня было два предложения. Первое – «Остров сокровищ». А второе… Его фамилия Заболев, и я нараспев произнесла: ЗАБАААА… (он на меня посмотрел) ВА. Сказал: нет, лучше «Остров сокровищ».

Юрий Вадимович дал указание работать со мной. МУП «Агентство по развитию территорий» возглавлял Игорь Олейников и очень рассердился, ведь нужны были дополнительные, непредусмотренные бюджетом деньги. Но мы все же переделали проект, открыв в «Острове сокровищ» музыкальный, спортивный залы, кабинеты допобразования. Дизайнерски оформили спальни, коридоры, игровые комнаты. Садик получился очень оригинальным. Но, поскольку я пришла в почти готовое здание, сделать всё под свои мысли не получилось. 

И когда через три года уже мэр Айсен Сергеевич НИКОЛАЕВ позвал меня и предложил стать заведующей другого нового детсада, я согласилась с условием, что включусь на стадии проектирования. Два года я работала заведующей «Острова сокровищ» и параллельно на общественных началах занималась созданием «Северных звездочек», после чего туда перешла.

 

На стройке главные – строители. И Нина ГОРБУНОВА прежде всего наладила контакт с ними. Они жили в вагончиках на территории. Нина Виссарионовна на праздники приносила торты. Когда рабочие заболели, варила морсы, покупала лекарства. В ответ суровые мужики прислушивались ко всем ее пожеланиям, создавая садик мечты Нины ГОРБУНОВОЙ.

- Айсен Сергеевич постоянно приезжал на стройку. В какой-то момент я стала его осторожно подготавливать, что нужно оборудовать фитобар, соляную пещеру… Это немалые деньги. На стадии проектирования я задумала эти объекты, но, чтобы не спугнуть, никому не озвучивала. Айсен Сергеевич настолько проникся этой нашей идеей, что соглашался со многим. Из Санкт-Петербурга вызвали специалистов, которые привезли уникальную соль и оборудовали соляную пещеру. Когда дошли до спортивного зала, я убедила мэра, что высота потолка нужна не три, а шесть метров. Ведь дети будут играть в мяч, откроем дополнительные секции.

На крыше второго этажа оборудовали зимний сад, загородив им вид на промпостройки. А второй очередью запускали бассейн, которого не было в первоначальном проекте – для него построили отдельное здание. Наш бассейн был первым на Дальнем Востоке, где очистка воды проводится ультрафиолетовыми лучами с минимальным использованием хлора.

- Тот московский президентский детский сад и ваши «Северные звездочки» можно поставить хотя бы примерно в один ряд?

- «Северные звездочки» лучше! К нам приезжал министр образования России Дмитрий ЛИВАНОВ и сказал, что такого детского сада еще не видел. Было много гостей и из-за границы - Японии, Америки, Китая - все были в восторге. Мы два года подряд признавались образцовым детсадом РФ. Сейчас уже просто документы на конкурс не подаем – пусть другие пробуют.

У нас проводится много мероприятий, работает большое количество кружков и секций. Все наши дети дважды в год проходят курсы оздоровления в соляной пещере и кислородными коктейлями в фитобаре. А по медицинским показаниям – и дополнительно.

Все наши дети – звездочки. Но поскольку это северные звездочки, к их здоровью нужен особый подход. Такие возможности должны быть в каждом детском саду республики. Ко мне за консультацией обращались при создании проекта детских садов в микрорайонах Прометей и Звездный Якутска. Отличные проекты, правда, нет бассейна. Делюсь опытом, рассказываю, на что нужно обратить внимание. Ведь проектировщики и строители не могут знать все наши профессиональные нюансы.

- Нина Виссарионовна, а если опять позовут открывать новый детский садик, согласитесь?

- Пожалуй, уже хватит. Но, как консультант, конечно, готова выступить. «Северные звездочки» - это воплощение моей мечты. А мечта должна быть недосягаема, поэтому здесь у нас еще очень много работы.

 

В 2023 году «Единая Россия» предложила Нине ГОРБУНОВОЙ баллотироваться в депутаты Якутской городской Думы. Сомневалась. Дала согласие, когда узнала, что в будущем созыве депутатов больше не будет представителей дошкольного образования. А защищать его интересы нужно.

На избирательную кампанию Нина Виссарионовна потратила всего 7 тысяч рублей, но легко победила в своем Строительном округе. За десять лет работы в «Северных звездочках» ее хорошо узнали тысячи жителей, безусловно отдавших ей свои голоса.

- Думаю, в основном, это была их поддержка. Моя депутатская работа во многом заключается во встречах с жителями округа. Он у нас сложный, но люди в нем хорошие, скромные, добрые. К депутату идут с проблемами, но никто никогда не накричал, не обозвал… И конечно, таким людям хочется помочь.

Вторая важная лично для меня задача – поддержка участников СВО и их семей. Организую сбор помощи. Вместе с другими коллективами детсадов и родителями комплектовали медикаменты, одежду, продукты. К 23 февраля начали собирать балаклавы, а закончили куртками, одеялами, теплым бельем, банками окопных свечей…

На территории Дворца детства провели Осеннюю ярмарку дошкольных учреждений, где собрали 180 тысяч рублей и больше миллиона во время благотворительных концертов сотрудников и детей во всех детсадах Якутска. Все деньги направили в Фонд помощи СВО и семьям бойцов, чьи дети ходят в наши садики. Потом эту эстафету передали Горному улусу. Так мы стали зачинателями нового движения.

Как депутат, при помощи своего родного коллектива организую различные турниры среди детей и студентов Строительного округа. Вместе с жителями приняли обращение, чтобы при строительстве Культурного центра в Строительном округе запланировали хорошую современную библиотеку.

Постоянно поднимаю вопросы по строительству и ремонту детских садов. И таких моментов – великое множество. Скажу, что в городской Думе моя позиция находит поддержку. Все мы там единомышленники и люди, любящие свой город.

- Нина Виссарионовна, чего бы вам еще хотелось в жизни?

- Еще чего хотелось? (смеется, задумалась) На 10-летие детского сада мы открыли Центр патриотического воспитания «Маленькие патриоты большой страны». А на участке я бы хотела сделать хороший патриотический уголок для детей. Уже поставили флагшток, сделали дорожку, посадим цветы… Но там еще много планов. 

В Советском Союзе патриотическое воспитание было на должном уровне, сейчас эта работа немного ослабла. Но у нас в саду все дети знают наизусть гимны России и Якутии, каждый понедельник в 9 утра поют. У нас висит карта республики, чтобы ребята с младых ногтей понимали, в каком огромном, разнообразном и прекрасном крае они живут. 

Еще мне бы хотелось, чтобы родители относились к детскому саду, как помощнику в воспитании их детей. Зачастую же у родителей потребительское отношение: вы обязаны, вы должны. Ма все вместе должны нашим детям. А воспитатель, педагог – это не обслуга, а надежный помощник, которого нужно уважать. В городской Думе я подняла вопрос о защите чести и достоинства педагога. Нужно внести соответствующее дополнение в республиканский закон «Об учителе».

- Как-то вы все об общественном…

- Для меня каждый ребенок свой, а не общественный. И всё, что мы делаем, в конечном итоге мы делаем ради ребенка. 

- Есть три «слона», на которых, по вашему мнению, держится воспитание?

- Не надо требовать от ребенка большего, чем он может. С ребенком надо играть. И когда занимаешься с ребенком, он должен получать от этого удовольствие. Можно ребенка научить японскому языку в три года, но надо ли это… Моей внучке пять лет. Говорю: давай почитаем? -Не хочу. – Давай поиграем! – Давай в детский сад, я буду воспитательницей. – Хорошо, тогда читай задания для детей. 

И она читает, и сама решает. С удовольствием, играючи. Главное, чтобы с ребенком было общение. Доброта, воспринимать таким, какой он есть, и игра – вот три «слона» воспитания.

Я много прошла курсов в России, Казахстане, Венгрии, Германии, Франции, Болгарии, Финляндии. Принято считать, что лучшее дошкольное воспитание в Финляндии. Но я твердо скажу, что лучшее - в России, а лучшее в России – в Якутии. Наш опыт изучают, но и мы постоянно учимся, чтобы оставаться впереди.

 

Учиться, будь то новым проектам или наукам – второе имя Нины Виссарионовны ГОРБУНОВОЙ. За каждое новое дело она берется со всей ответственностью, вникая в детали, о которых прежде даже не слышала. Когда поняла, что образование педучилища и жизненного опыта уже недостаточно, поступила в Саха педагогическую академию. С улыбкой вспоминает, что тогда в ее сумочке было два документа: пенсионное удостоверение и студенческий билет.

Источник: ТайгаПост