В предыдущих частях нашего повествования журналисты ТайгаПост и наша коллега и подруга Виолетта БАСКАРОВА рассказали о дороге из Якутска до Улан-Удэ. Целью автопробега, приуроченного к 100-летию ЯАССР, было проверить, может ли автомобиль, заправляясь только газом, проехать от Лены до Байкала.
Лишь ленивый сегодня не говорит об экологии, газовое топливо вдвое чище нефтепродуктов. Но когда дело доходит до практики, без бензина не обойтись. Как уже знает наш читатель, тысячекилометровый участок от Нерюнгри в Якутии до Чернышевска в Забайкалье полностью стерилен от АГЗС. А тут еще субъективный фактор: в родной республике нас заправляли газом без вопросов, а за ее пределами требовали какой-то переходник, что в 80% случаев заставляло нас отправляться дальше с сухим баллоном.
Столица Бурятии нам хорошо известна. Улан-Удэ – зеленый город с широкими улицами. Но, как теперь убедилась наш водитель, в ряду Якутска, Читы и Иркутска, Улан-Удэ стоит особнячком с самым сложным движением. Главная трудность заключается в разноуровневых развязках, что нам было непривычно. Да и трамвайные пути, чего не видел Якутск, здесь нас как будто преследовали, добавляя драйва Айталине. Плюс 2 ГИС в Улан-Удэ – так себе помощник. Его фраза «найден маршрут лучше» вскоре вызывала у нас истерический смех.
Навигационная система якобы обещала сэкономить нам пару минут в дороге, но при этом отправляла по непролазным пригородным улицам, под мосты по кромке рек, в болото или через свалку. Дорога там как будто существует, но о ее состоянии 2ГИС явно не имеет никакого представления. Так, приехав вечером в город и отправившись в гости к нашей коллеге Виктории ГАБЫШЕВОЙ, 2 ГИС уверенно вывел нас на направление, где только тракторам место. И подобных эпизодов было немало.
Однажды, вслед за Айтой и Виолетта начала называть наш «Кашкай» девочкой. В местах, где машине было тяжело, Айта, поглаживая руль, буквально уговаривала ее держаться. А в одном из пригородных болот, когда и развернуться было нельзя, «Давааай, девочкааа», - закричала Виолетта. «Я думала, если застрянем, придется толкать машину в грязи», - объяснила она свой эмоциональный порыв. «Ну да, вытолкали бы мы с тобой полторы тонны из болота», - рассмеялся Сергей. Но «Кашкай», который почему-то, по общему мнению, был девочкой, нас не подвел.
На фото: в Бурятии попробовали потроха в разном виде и даже баранью голову
На фото: уже по трассе можно купить байкальскую рыбу, того же омуля размером с ряпушку. Ее коптят прямо на месте. Вкус не впечатлил
Бурятия – мясной рай для гурманов. После нашей северной рыбы байкальская вызывает лишь снисходительную улыбку, но то, что касается мяса, в Бурятии всегда превосходно. Так что, если решили похудеть, нужно выбирать другие маршруты. На обратном пути, после Улан-Удэ у Сергея предательски расстегивалась поясная сумка… Он тщетно пытался вернуть ее на место, чтобы не расслаблять ремень и не давать животу дальше расти.
В Бурятии есть не только что поесть, но и что посмотреть. При дефиците времени ограничились посещением Иволгинского дацана – резиденции главного буддиста России- и Надеинских камней. Иволгинский дацан – это бренд, о котором много сказано, и мы здесь были не впервые. Традиционно обошли комплекс по солнцу, покрутили буддийские барабаны, зашли к ламам за астрологическим гороскопом, повесили флажки на удачу в священном лесу. Сопроводивший нас лама попросил не углубляться, поскольку клещи. Нынче клещей в Бурятии выше крыши, о необходимости вакцинации напоминают СМИ и уличные баннеры.
Надеинские камни (по названию соседней деревни Надеино) стали для нас открытием. В 40 км от Улан-Удэ в степи цепь останцев, которые, конечно же, наделены особым сакральным смыслом. Как и на наших Ленских столбах в очертании камней можно увидеть различные фигуры. Одну – обезьяну – опознают все, кому перед ней довелось оказаться.
На фото: вы же тоже видите обезьяну?
Есть пара пещер, которые не хотели нам сразу открываться. Айталина, вооружившись фонарем, все же отправилась на их поиски. И сопровождающий группу туристов бурят показал, где она находится: «Там все змеи уже разбежались, только одна осталась». Рассмеявшись, успокоил, что там безопасно. Пещера оказалась неглубокой, и фонарь совсем не нужен.
Еще один непосредственный контакт с природой произошел в самом городе. В квартиру на 17 этаже, где мы остановились, залетели два стрижа. С полу взлететь сами не могли и лишь испуганно шарахались в сторону. Пришлось их выпускать. Мы поняли, почему балконные окна здесь закрывают.
В Улан-Удэ заправились газом по 28,90 за литр. На АГЗС нашелся переходник. До Иркутска по ФАД «Байкал» 400 км. Километров за 200 до конца пути Танхой, здесь есть газ по 28,03, но без переходника нас не заправили. Та же история была и в пригороде Иркутска Шелехове.
Последние километров 70 – сплошной серпантин по перевалу Култук. Дорога периодически выводит к Байкалу, что делает эти опасные километры очень живописными. В рабочем поселке Култук родилась и выросла «звезда в шоке» Сергей Зверев. Населенный пункт – так себе, но место очень красивое.
В Иркутск попали на День города, в выходные магазины газобаллонного оборудования не работают. Сунувшись в пару газовых заправок, на Ольхон поехали на бензине. Расстояние до самого большого байкальского острова 270 км. Газовые заправки есть по пути в Ойуке, Усть-Ордынске и Еланцах. Но отсутствие злополучного переходника опять не дало нам результата.
По дороге много лошадей и коров, чье приближение к трассе нужно воспринимать с опаской – это их земля, и правила дорожного движения скоту явно не знакомы.
Остров отделен узким проливом, через который каждые 20 минут ходят паромы. Они бесплатные, поскольку, как нам объяснили, раз мост не построили, значит, власти должны за свой счет обеспечить переправу. Почему-то эта логика на Лене не работает…
На фото: мой дорожный якутский амулет. Когда конский хвост запутывается, легкой дороги не жди, нужно расчесать
40-километровый участок дороги по Ольхону до главного его села Хужир – чисто «стиральная доска». Возник небольшой дискус – смогут ли наши дети понять подобное сравнение, и вообще, знают ли, что такое «стиральная доска».
На фото: в степи возникло огромное желание пройтись босиком и созерцать
Вдоль основной дороги идет множество песчано-земляных проселочных объездов, лучше двигаться по ним. По скорости как будто не выигрываешь, но хотя бы зубы не стучат, и машина не дрожит. По словам местных, к 2024 году дорогу обещают отремонтировать, но на 40 км видели лишь пару бульдозеров. А ведь до пандемии в год Ольхон посещали по миллиону туристов, многие из-за границы. Это позор иметь такие дороги на главной туристической Мекке главного озера мира.
Баннер на въезде в Ольхонский район, на котором кто-то написал черной краской «здесь начинается резервация», красноречиво свидетельствует об отношении жителей к введению жестких ограничительных правил на любую хозяйственную деятельность в прибрежной байкальской зоне. Едва ли не каждая пойманная здесь рыба теперь считается браконьерской, нельзя возделывать землю, разводить огонь, строить бани – практически ничего нельзя. Так что практически каждый – здесь нарушитель.
Ольхон встретил нас дождем и ветром, почти не прекращавшимися четыре дня, и… землетрясением. Какие еще сюрпризы он приготовил, расскажем в следующей публикации.
Источник: ТайгаПост, при поддержке АО «Саханефтегазсбыт», АО «Сахатранснефтегаз» к 100-летию ЯАССР
Километры радости: спасенные лисята и признание дальнобойщиков. Часть 3
По следу Путина. ТайгаПост выскочил на «Амур», где газом и не пахло. Часть 2
ТайгаПост отправился «газовать» по Сибири