Вы здесь

Альбина Кычкина о своем покорении Сибири, школьном питании, тарифах на газ и классовой вражде

19 декабря 2019 в 14:46Рубрика: Акценты

Учредитель нескольких IT-компаний и общественных движений, автор серии научных статей, продвижение бренда «Сделано в Якутии» - круг интересов Альбины Кычкиной поистине широк. За 16 лет в бизнесе она доказала, что предприниматели из Якутии могут успешно конкурировать в Сибири и на Дальнем Востоке, сообщает ТайгаПост.

Одним из направлений ее деятельности сегодня стала организация здорового питания в школах и детских садах республики. На помощь родителям в этом спешат IT-технологии, разрабатываемые компаниями Альбины Кычкиной. ТайгаПост поинтересовался у нее, что едят наши дети.

Альбина КЫЧКИНА:

- Пока мы только собираем данные, но уже имеющиеся позволяют сделать неутешительные выводы: рацион питания в детских садах и школах Якутии не дает детям половины требуемых жиров и белков, а количество углеводов превышено в полтора раза. Сейчас мы совместно с Министерством образования республики внедряем «Единую школьную карту». В программе задействована уже половина школ Якутска, всего по республике их более 50-ти и более 50 тысяч ребят.

Как это выглядит на практике: на руках школьников появляются банковские карты, на которые родители вносят деньги. Эти карты принимаются в школьных столовых, автобусах Якутска, ими можно расплатиться за кружки и секции, но в магазинах они работать не будут. Таким образом, родители могут быть уверены, что ни на какие жвачки или снюсы (никотиновые леденцы, некий аналог насвая) их деньги не пойдут. Кроме того, на портале lk14.ru родители могут видеть, что ребенок ел в школе и какова пищевая ценность купленных им продуктов, какие книги он читает в библиотеке.

Возможности у lk14.ru постоянно расширяются. Сейчас там, к примеру, уже можно пройти первичный отбор в Малую академию наук республики, записаться для участия в конференции «Шаг в будущее». Этот портал и для учителей, где они могут черпать необходимую информацию, оставить заявку на прохождение курсов повышения квалификации в ИРОиПК РС(Я).

- Сколько «Единая школьная карта» стоит родителям?

- Для родителей и школ услуга совершенно бесплатная. Наша компания за свой счет разрабатывает программное обеспечение, карты предоставляет «Алмазэргиэнбанк». Я вижу, что в Якутии большой интерес к этой идее. К примеру, администрация Мирнинского района намерена внедрить «Единые школьные карты» во всех своих учреждениях среднего общего образования. Количество участников программы растет практически каждый день.

- Альбина, для вас lk14.ru — это бизнес?

- Я являюсь предпринимателем с августа 2003 года. Наши компании ведут успешный бизнес в разных IT-направлениях. Но lk14.ru имеет более глубокий смысл, чем просто зарабатывать деньги. Я - мама и понимаю, насколько важно знать, чем дышит твой ребенок, находясь в школе. «Единая школьная карта» позволяет видеть, чем он интересуется, как питается, куда ездит городским транспортом.

Кроме того, анализ собранных данных позволит властям изменить рацион питания в садах и школах, приведя его к плановому. Фактический, как я говорила, пока оставляет желать лучшего. У меня есть на этот счет несколько научных публикаций. Меня часто просят выступить с докладами по теме на специализированных конференциях и форумах. Кстати, сервис lk14.ru доступен не только в Якутии, но и в Хабаровском крае, где мы участвовали в разработке электронного портала читательских билетов школьных библиотек.

- Там не нашлось своих специалистов?

- Просто мы предложили лучшие условия. Вы же знаете, что в Якутии немало IT-компаний уже с мировым именем. Так что нашим программистам покоряются любые вершины. Что касается предприятия «Статус», которым я руковожу, то это не первый наш опыт за пределами республики. Мы обслуживаем 1С по всему Дальнему Востоку. Кроме того, несколько лет назад мы внедряли программное обеспечение по использованию электронных учебников по заказу правительства Иркутской области, далее был Новосибирск, Томская область, Хабаровский край. И теперь занимаемся этим в Якутии.

- При всей нашей продвинутости в IT-технологиях электронные школьные учебники стали разрабатывать далеко не первыми?

- Причина: недостаточный доступ к Интернету. В последнее время в Якутии ситуация меняется в положительную сторону, и возникла потребность во внедрении электронного образования. Электронные учебники и в целом образовательные ресурсы не вытеснят традиционные бумажные, а придут им в помощь. Электронные учебники — это целый мир, где можно посмотреть видео по теме, получить любую требуемую информацию. Ребята охотно их используют, но нужно готовить и учителей, что порою бывает проблематично.

- Как начинался ваш бизнес?

- По образованию я программист. И всегда знала, что буду развивать собственное дело. После ЯГУ недолго работала по специальности в «Дисплее» и «Ростелекоме». В августе 2003 года зарегистрировала индивидуальное предприятие, занималась продвижением 1С. Стартового капитала практически не было. Первые сотрудники появились года через два работы, когда нас пригласили автоматизировать учреждения Вилюйского района. Мы два года практически жили там, потом нас позвали в Хангаласский район, переехала туда.

Бизнес развивался, регистрировала новые предприятия в различных направлениях. Теперь внедряем облачные технологии по всему Дальнему Востоку, поставляем учебное оборудование, учим ребят программированию, предлагаем бухгалтерские услуги по аутсорсингу и другое. Всего в наших компаниях сегодня работают порядка 50 человек. Это семейный бизнес, в частности, супруг занимается его управлением. На мне, если можно так выразиться, креативная составляющая.

Сделано в Якутии

- Альбина, Общественная организация «Деловая Россия», региональное отделение которой возглавляете вы, активно продвигает проект «Сделано в Якутии». Можете подробнее рассказать о нем?

- «Сделано в Якутии» имеет достаточно долгую историю. Но года три назад мы пришли к выводу, что проект нужно выводить на качественно новый уровень. Руководитель компании «Камелек» Ольга Григорьева рассказала, что их авторские наработки копируют другие. И ничего с этим поделать нельзя. Проблема давно стояла перед многими и решения у нее не было.

Тогда мы создали Ассоциацию «Сделано в Якутии», учредителем которой выступила я. Сейчас в ней больше 100 членов, и каждый из них представляет какое-либо направление. К примеру, в Ассоциации фермеров - более тысячи участников, кузнецов — порядка 100. Так что нельзя точно сказать, сколько именно предпринимателей охватывает проект «Сделано в Якутии». Недавно мы провели конференцию с участием представителя ФИПС Роспатента. Подписали соглашение, которое ускорит защиту товарных знаков, авторских прав наших предпринимателей.

«Сделано в Якутии» имеет более широкую задачу, чем просто получение патентов. Это и добровольная сертификация качества и помощь предпринимателям в участии в государственных и муниципальных закупках, поддержка в маркетинге. Пусть торговые павильоны под брендом «Сделано в Якутии» будут в каждом регионе по Дальнему Востоку и Сибири. К примеру, у нас есть предприниматель, занимающийся сбором и переработкой дикороссов. А недавно в одной школьной столовой я купила пачку с какой-то желтой жижей, в которой нет никаких полезных элементов — одни углеводы, то есть сахар.

По Закону 44-ФЗ о государственных и муниципальных закупках учреждения вынуждены заключать договоры с тем, кто предложил самую низкую цену. «Деловая Россия», другие общественные организации выступают за то, чтобы ситуация изменилась. В школы и садики должны поставлять наши морсы, наше молоко и мясо, а не, к примеру, «бразильскую» говядину, полезность которой вызывает большие сомнения. В этой части мы ведем активную работу с Федеральной антимонопольной службой.

- И что ФАС?

- Находим понимание по многим вопросам. Так, недавно нам прислали проект Минэкономразвития РФ, предполагающий на 10% увеличить тарифы специализированным предприятиям за транспортировку газа. Предлагается переложить на плечи потребителей затраты по регистрации бесхозяйных сетей и подключению объектов к газотранспортным системам. Какого-то внятного экономического обоснования этого предложения мы не увидели. По факту получается, что мы все, потребители, должны будем компенсировать газотранспортным компаниям расходы, которые они потом будут превращать в доходы, получая оплату с подключенных объектов.

В это время Сардаана Платонова, член ЯРО «Деловая Россия» и председатель Общественного совета Якутского УФАС, находилась в Москве на конференции, проводимой антимонопольной службой. По нашей просьбе она изменила тему доклада и, как Сардаану не останавливали, донесла до чиновников необходимость детального анализа предложения Минэкономразвития РФ. Будем следить за развитием ситуации.

- Альбина, мы зададим вам несколько вопросов, на которые просим ответить максимально коротко. Чувствуете ли вы как предприниматель некую классовую неприязнь со стороны других людей?

- Нет. Наверное, классовая вражда осталась в 90-х. Многие уже понимают, что предпринимательство — тяжелый труд без права на отдых и с большими рисками. Да я и никогда не гналась за внешними атрибутами богатства: у меня простая машина, за которую уже немного неловко (смеется), не ношу бриллианты...

- Женщины-предприниматели отличаются от мужчин?

- Наверное, у женского предпринимательства более доброе лицо - бизнес более социально направленный.

- Должен ли быть бизнес социально ответственным?

- Безусловно. Достигнув определенного уровня, каждый предприниматель начинает заниматься благотворительностью. Но я считаю, что нужно ввести и понятие «этика бизнеса». Простой пример: в некоторых наших магазинах продается снюс. Официально он пока не запрещен. Но ведь мы знаем, что эти яркие конфеты с повышенным содержанием никотина. В Башкирии, где ребенок попал в реанимацию после такой «конфеты», глава региона дал предпринимателям сутки, чтобы убрать снюс с прилавков. Бизнес должен понимать, что нельзя зарабатывать любой ценой, должна быть профессиональная и человеческая этика.

- Вы говорите, что у вас семейный бизнес. Сын тоже в нем участвует?

- Через месяц ему исполнится 15. Но он уже успел поработать программистом в одной из наших компаний. Сказал, что хочет свое дело. Сейчас с друзьями организовал фирму по разработке веб-сайтов. Бизнес только начинают.

- Какая сфера предпринимательства вызывает у вас наибольшие симпатии?

- Я выросла на селе и уважаю ручной труд. Знаю, какой это тяжелый труд — сельское хозяйство.

- Почему якутские IT-шники часто занимают передовые позиции в России и мире?

- Большие расстояния, низкая плотность населения и весьма узкий рынок сбыта заставляют нас идти за пределы республики. Может быть, причина и в полушариях головного мозга, как любят говорить, но с этим обратитесь к другим специалистам (смеется).

- Нужно ли бороться с нелегальным бизнесом?

- Нужно. Но одни запретительные меры бессмысленны. Необходимо создать экономические, налоговые условия, организовать поддержку бизнеса, чтобы выгодно было выходить из тени. «Деловая Россия» предлагает, чтобы затраты на компенсацию проезда работников в отпуска проводились из бюджета. В противном случае, многие предприниматели будут продолжать нарушать закон или вовсе прятаться.

- Есть предложение вообще отменить компенсацию проезда в отпуска...

- Нельзя этого делать, у нас зимой мало солнца, холодно, люди должны отдыхать, вывозить детей в теплые края. Но очень немногие предприниматели могут позволить себе покупать билеты работникам, нужна помощь государства. У нас есть различные предложения на этот счет.

Еще один момент: мы с «Деловой Россией», другими коллегами по цеху добились, что с 2020 года Якутия вошла в число проектных регионов и меняется практика оплаты больничных. Сейчас это делает предприниматель, а потом ждет компенсации расходов из Фонда соцстрахования. Суммы бывают большие, особенно при декретных отпусках. Теперь же работодатель сможет обращаться сразу в ФСС, и Фонд сам перечислит деньги работнику напрямую.

- Недавно ЯРО «Деловая Россия» абсолютным большинством голосов выдвинула вас кандидатом на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей республики. Какие приоритетные задачи перед собой ставите?

- Консолидация предпринимательского сообщества со всеми общественными структурами, в том числе в надзорных, правоохранительных органах и власти. Вроде бы интересы бизнес-сообщества и власти зачастую вступают в противоречие, но в конечном счете у нас общие задачи, которые нужно решать, разговаривая.

Необходимо, чтобы все предприниматели республики имели равный доступ к программам поддержки, а не только городские.

Ослабление налоговой нагрузки для бизнеса в Арктике.

Реальное, а не в отчетах, участие малого и среднего бизнеса в торгах, проводимых промышленными корпорациями.

Исключение необоснованных проверок и наказаний.

- И последний вопрос: у вас успешный бизнес, серьезный вес в предпринимательских кругах. Зачем вам должность Уполномоченного?

- За 16 лет в бизнесе, думаю, заслужила право выступать от имени предпринимательского сообщества. Знаю его проблемы изнутри и как их решать. Долго думала, нужно ли это мне самой, консультировалась с коллегами, получила поддержку. Мою кандидатуру выдвинула «Деловая Россия», поддержала мою программу. Значит, теперь только вперед.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?