Эвенкийское село Иенгра готовится встретить вековой юбилей. Его глава Юрий ЮХНОВЕЦ рассказал ТайгаПост, над чем сейчас работают власти и жители, как недропользователи уничтожают пастбища, получает ли Иенгра экологические отчисления и почему эвенки идут добровольцами на СВО.
Первое письменное упоминание Иенгры, что находится на территории Нерюнгринского района, относится к 1926 году. 12 эвенкийских родов с берегов Учура, Алдана, Вилюя и верховий Амура объединились, а в период коллективизации на одноименной реке появилось село. Тогда оно называлось Золотинка. Лишь в 1975-м, когда по соседству на строящемся малом БАМе начал расти поселок с таким же названием, село переименовали в Иенгру. Ныне это муниципальное образование «Иенгринский эвенкийский национальный наслег».
Его глава Юрий ЮХНОВЕЦ опроверг китайскую мудрость, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. В 2022-м после перерыва он вновь возглавил сельскую администрацию. Но, как признается, проблемы остались те же, что и десятилетия назад.
Юрий ЮХНОВЕЦ рассказал ТайгаПост следующее:
- На территории традиционного природопользования выдано 168 (!) лицензий недропользования. Мы всё понимаем: черт с ним, работайте, но не нарушайте экологическое законодательство! Наша давняя боль – компания «Титан автотрейд», что мыла золото по соседству с селом на ручье Волковский, откуда мы берем воду. Как только мы не бились! Общественники фиксировали загрязнения воды, вызывали из Нерюнгри Комитет охраны природы. Пока те приедут, там уже все чисто – нарушений как будто нет. Нам даже казалось, что у них какая-то связка… Министр экологии несколько раз приезжал.
А два года назад глава Якутии Айсен НИКОЛАЕВ резко высказался в отношении «Титан автотрейда» - лишь тогда дело сдвинулось. В прошлом году у компании приостановили лицензию на золотодобычу, но Волковский сейчас истекает кровью. Зимой компания мне обещала, что проведет рекультивацию отработок, посадит деревья, сделает озеро для отстоя грязной воды, но так всё и бросили. Ручей грязный. Из-за того, что его перерыли, он поменял русло.
Оленеводы сейчас не могут его перейти, чтобы добраться к своим стойбищам. А нынче у нас особенно много медведей. На днях в 20-м стаде, буквально по соседству с Иенгрой, двух тугутов (оленят) задрали. Ну, да это ладно, разберемся…
Иенгра – единственное эвенкийское село в Южной Якутии, жители которого сохранили родной язык и уникальную традиционную культуру. В 2021 году Айсен НИКОЛАЕВ подписал указ о социально-экономическом развитии района, где отдельно прописан этот национальный наслег. В частности, там запланировано строительство этностойбища, которому предписано стать одной из главных точек туристического притяжения Южной Якутии. Эвенки почитали, радостно потерли руки и замахнулись дальше.
Юрий ЮХНОВЕЦ:
- Мы решили не ограничиваться этностойбищем, а создали проект «Уникальная Иенгра». Он нашел поддержку в Министерстве инноваций республики. Сейчас ищем инвесторов. Это большой комплекс, посетив который можно будет познакомиться с нашей культурой, традиционным хозяйством, бытом, современной жизнью эвенков.
- Поддержку у нас легко получить. Ну, а есть ли желающие реально вложиться в проект? Не планируете ли вы направить на «Уникальную Иенгру» деньги, которые получаете от недропользователей?
- В Нерюнгринском районе создан фонд, куда все промышленники делают отчисления по соглашениям. Но мы оттуда ничего не получаем. Хотя, думаю, что эти деньги как раз должны идти на восстановление природы. Когда я обращаюсь за помощью к руководителям предприятий, они говорят: мы же платим в фонд, берите оттуда. Они правы, но фонд нам ничем не помогает. У нас есть управляющая компания, которая занимается реализацией проекта «Уникальная Иенгра». Решили, что это должны делать профессионалы. Надеюсь, у них получится.
- Как в целом работа недропользователей отражается на жизни вашего села?
- Эвенки не могут существовать без оленей, а пастбища из-за производственной деятельности постоянно сокращаются. Люди уже говорят, пусть бы за раз всё отмыли, природа бы за 20 лет восстановилась. Но отработки ведутся постоянно, рыба уходит, пастбища разрываются бульдозерами. Естественно, уменьшается число оленей. Но знаете, несмотря на всё это, эвенки остаются патриотами своей страны.
У нас в селе чуть больше тысячи жителей, из них десять парней ушли добровольцами на СВО. К сожалению, есть погибшие. В четверг будем хоронить Митю Данилова (замолчал). У него трое детей, была хорошая работа на железной дороге, а он записался добровольцем. Наши парни идут защищать Россию не за деньги. Как-то спросил у одного: почему идешь добровольцем? Он ответил: мы таежники, мы же знаем, что, если заранее не позаботишься о себе, не запасешь продовольствие, дрова, не подготовишь ночлег, не присмотришь за оленями, зимой просто умереть можно, все нужно делать вовремя, чтобы потом беда не пришла к тебе.
Не скажу, что мы один на один со своими проблемами. Дома по федеральной программе переселения из аварийного жилья строятся, да и недропользователи бывают разные. Компания «Эльгауголь» Альберта АВДОЛЯНА по соглашению в год 150 миллионов платит – 75 остается в республике, и 75 миллионов поступают в районный фонд. Кроме этого, по своей инициативе Альберт Аликович старается сделать у нас образцовое стадо – домики для оленеводов, условия, техника. Радует, что Авдолян, даже не зная нас, вливается в нашу таежную семью.
Депутат Ил Тумэна Александр КОШУКОВ узнал, что приехал на долечивание наш боец. Он сирота, в квартире нужно было делать ремонт. Никто Кошукова не просил, он сам такой ремонт там сделал! Они нигде не хвастаются тем, что делают. Но такие примеры Авдоляна, Кошукова, наверное, и объясняют, почему эвенки – патриоты. Находим же общий язык с армянами, русскими… Это идет на пользу нашей России.
Источник: ТайгаПост