
По ее показаниям в Нерюнгри было возбуждено более 19 уголовных дел. За решеткой оказался ряд высокопоставленных сотрудников районного ОВД. Вскрыта обширная коррупционная сеть. И теперь бывшая адвокат Виктория РАЙКОВА не понимает, почему суд обошелся с ней так жестко. ТайгаПост изучил документы и тоже пришел в растерянность.
5 декабря 2024 г. уже бывший адвокат Виктория РАЙКОВА была приговорена к шести годам колонии общего режима и штрафу 3 миллиона рублей. Четыре года ей запрещено и заниматься адвокатской деятельностью. Не согласившись с решением Нерюнгринского суда, она подала на апелляцию. ТайгаПост выяснил следующее.
УФСБ по Якутии разрабатывало Райкову с июля 2021 года. Слушали телефонные разговоры, вели наблюдение. Адвоката задержали 23 апреля 2022-го. Но на следующий день отпустили под домашний арест. Еще спустя несколько дней Райкова заключила досудебное соглашение, в котором назвала имена двух десятков потенциальных преступников. По их адресам прошли обыски. Но в итоге часть указанных ею лиц так и осталась в ранге свидетелей.
Тем не менее, вину многих удалось доказать. В том числе за решеткой оказались начальник отделения по борьбе с наркотиками Лёвин, начальник ОБЭП Гармаев и начальник Нерюнгринского РОВД Базиленко.
Саму Райкову в итоге осудили за мошенничество в крупном размере, дачу взятки должностному лицу, пособничество в превышении должностных полномочий и посредничество во взяточничестве. Суд, в частности, установил, что в марте-апреле 2020 г. за консультацией к Райковой обратилась сотрудник органов внутренних дел Черняева. Ее мужу грозила статья за хранение наркотиков, обнаруженных в квартире и гараже Черняевых.
В свою очередь адвокат Райкова узнала у начальника отделения по борьбе с наркотиками майора Сергея ЛЁВИНА, что изъятого каннабиса, скорее всего, будет недостаточно для возбуждения уголовного дела. По версии суда, тогда Райкова решила, что называется, «развести» Черняеву и потребовала с нее полмиллиона рублей: 300 тысяч за свои «адвокатские услуги» и 200 тысяч якобы на взятку эксперту криминалистического центра МВД РС (Я), чтобы он незаконно занизил массу изъятых наркотиков.
Черняева передала деньги Райковой. Но в апреле 2020-го, когда пришли результаты экспертизы, выяснилось, что в гараже и квартире найдено достаточно для привлечения Черняева по статье о хранении наркотических средств. Тогда Райкова обратилась к майору Лёвину с предложением его властью освободить Черняева от уголовной ответственности.
Тот за 125 тысяч согласился разделить изъятые в гараже и квартире наркотики по разным фигурантам, вследствие чего каждому из них грозила бы только административка. Для этого Лёвин посоветовал Райковой найти подставного обвиняемого, согласного признать своими наркотики в гараже.
Далее по цепочке адвокат передала это предложение Черняевой, и та нашла гражданина Чернова. Райкова проконсультировала Чернова, что ему нужно говорить в полиции. И тот отправился к Лёвину с признательными показаниями. Затем майор передал материалы ничего не подозревавшим подчиненному и дознавателю, которые и оформили Чернову и Черняеву протокол о совершении административных правонарушений.
Далее, как следует из приговора, в ноябре 2021 года уже сам майор Лёвин обратился к Райковой с предложением поменять задержанному с наркотиками гражданину Удоду статью с покушения на сбыт на более мягкую – хранение наркотических средств. Свои услуги начальник наркоконтроля теперь оценил в 200 тысяч рублей.
Удод передал Райковой опять же полмиллиона – 300 тысяч за ее услуги и 200 тысяч на взятку майору. Получив деньги, Лёвин заменил протокол задержанного, убрав из него показания Удода о намерении сбыть наркотики. На этом Райкова не остановилась и предъявила в суд счет в 13 200 рублей, указав, что представляла интересы Удода по назначению, хотя фактически за свои сомнительные услуги уже получила от него 300 тысяч. Позже судебный департамент перевел Райковой те самые незаконные 13 200.
Во время следствия адвокат Райкова частично признала свою вину. Однако с некоторыми эпизодами выражала активное несогласие. Так, она утверждала, что по делу Черняева передала майору Лёвину не 125, а 250 тыс рублей взятки. И что не она склоняла его нарушить закон, а офицер сам предложил ей преступную схему.
Но заключившая досудебное соглашение через пять дней после задержания Райкова недооценила разговорчивость нерюнгринского майора. Вскоре он был задержан с начальником Нерюнгринского ОБЭП майором Гармаевым. Фамилия Гармаева в приговоре Райковой не фигурирует, хотя она явно была осведомлена о его противоправной деятельности, о чем и информировала сотрудников УФСБ по Якутии.
Пока адвокат под домашним арестом выстраивала свою линию защиты, майор Лёвин активно сотрудничал со следствием. И когда 10 июня 2022 г. в очередной явке с повинной Райкова рассказала о деталях сговора с начальником Нерюнгринского наркоконтроля, Лёвин уже успел сам во всем признаться. И суд не принял во внимание эту явку с повинной Райковой, указав, что «на момент изложения вышеуказанных обстоятельств подсудимая Райкова была изобличена Лёвиным, указавшим как о своих действиях, так и о преступных действиях Райковой (…) На этом основании не было активного способствования раскрытию преступлений».
В приговоре 5 декабря 2024 г. уже бывшему адвокату Райковой зачли признание вины, в качестве смягчающих обстоятельств учли наличие двух малолетних детей (3 и 8 лет), положительные характеристики, раскаяние в содеянном и выполнение условий досудебного соглашения о сотрудничестве. При этом суд отказался отсрочить исполнение приговора до достижения детьми Райковой 14-летнего возраста, заявив, что это его, суда, право, а не обязанность. В итоге шесть лет общего режима и штраф 3 миллиона, с чем уже переведенная в СИЗО Якутска осужденная Райкова не согласилась.
Ее защита указывает на имеющиеся в деле несостыковки, а она сама апеллирует к Верховному суду РС (Я) в части болезни детей (один посещает спецучреждение), инвалидности брата и родителей. А муж-пенсионер один со всем этим не справится. Напоминает, что возместила ущерб и в рамках досудебного соглашения сдала целую армию нерюнгринских коррупционеров и взяткодателей, в отношении которых было возбуждено более 19 уголовных дел.
За свою откровенность Райкова явно рассчитывала на снисхождение, точнее на наказание, не связанное с лишением свободы. И в самом деле, воспитанные на фильмах о борьбе с организованной преступностью на Западе мы знаем, что даже ключевых членов самых кровавых мафий, когда они сдают спецслужбам своих боссов, не просто освобождают от уголовной ответственности, но и берут под государственную защиту. У нас же их дом – тюрьма. Многие ли после этого захотят откровенничать со следствием, когда «каждое слово может быть использовано против вас»?
Сегодня из-за решетки следственного изолятора Райкова пишет Верховному суду Якутии следующее: «В связи с выполнением условий досудебного соглашения я вызвала резонансное негативное отношение со стороны сотрудников полиции Нерюнгринского района и сочувствующих им лиц, а также лиц, занимающихся незаконным распространением алкоголя и наркотиков. Подвергла себя и членов своей семьи высокой степени риска».
Источник: ТайгаПост