Открытое письмо министру образования РФ
В Якутии распространяется "открытое письмо от родителей Республики Саха" к министру образования РФ Ольге Васильевой. В WhatsApp-сообщении требуют разрешить выполнение Всероссийской проверочной работы на родном языке тем ребятам, кто обучается на якутском.
Авторы открытого письма неизвестны. Но их опасения понять можно: в условиях ограниченного времени итоговой аттестации ребята с обучением на якутском языке должны будут переводить задания с русского на якутский, а потом ответы - обратно на русский. Это создает ученикам дополнительные неудобства и вызывает повышенную тревожность в преддверии выполнения проверочных работ.
ТайгаПост признает, что опасения родителей не беспочвенны. Правда, не совсем понятно, почему речь в письме идет только о Всероссийской проверочной работе без упоминания ЕГЭ. Ведь вряд ли там ребятам с обучением на якутском будет легче.
Открытое письмо Министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой
от родителей Республики Саха (Якутия)
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Мы, родители детей Республики Саха (Якутия), обучающихся на родном языке саха, сильно обеспокоены практикой проведения Всероссийской проверочной работы без перевода на язык обучения.
Согласно Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также Законам об образовании Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) каждый имеет право на получение общего среднего образования на родном языке;
Право на сохранение родного языка, гарантируемое Конституцией Российской Федерации, осуществляется не только преподаванием родного языка и литературы в школах в качестве предмета, но и использованием родного языка в изучении неязыковых предметов;
Учащийся, выполняющий задания Всероссийской проверочной работы не на языке обучения, вынужден тратить время сначала на перевод задания на родной язык, а после осмысления - на перевод и формулировку ответов на другом языке, что при лимитированном времени ставит учащегося в неравные условия с детьми, обучающимися на русском языке, и отрицательно сказывается на результате;
Психолого-эмоциональные нагрузки ребенка в связи с испытаниями Всероссийской проверочной работы усугубляются переживаниями из-за осознания им языкового барьера.
В связи с этим мы, нижеподписавшиеся родители, убедительно требуем, чтобы согласно принципам билингвального образования Всероссийская проверочная работа в школах с преподаванием на родном языке проводилась на двух государственных языках Республики Саха (Якутия).