Нерюнгринским аудиторам ударили по рукам. Прокуратура разглядела в этом коррупцию

Рубрика: Акценты
Фото пресс-службы МО "Нерюнгринский район"

Новое Положение о Контрольно-счетной палате Нерюнгринского района противоречит российскому законодательству и имеет коррупциогенные признаки. Несмотря на такие выводы прокуратуры депутаты его утвердили. ТайгаПост разобрался, за что аудиторов бьют по рукам.

18 сентября 2024 года депутаты Нерюнгринского райсовета большинством голосов приняли новое Положение о КСП. Контрольно-счетная палата - орган внешнего муниципального контроля - проверяет законность расходования районного бюджета. Является независимой, что, собственно, и подразумевает понятие «внешний контроль». Но 18 сентября волей районных депутатов КСП ограничили в правах, показав палате дубинку.

Так, в новом Положении указывается, что теперь за невыполнение и (или) несвоевременное выполнение должностным лицом КСП поручений районного Совета депутатов, предложений и запросов главы района (…) могут быть применены меры ответственности, причем вплоть до досрочного роспуска палаты. 

А вот над чем работать районной КСП, депутаты отныне будут решать, что называется, по настроению. Если в прежней редакции предложения по работе КСП на следующий год принимались только до 15 декабря, что позволяло организовать годовое планирование и систематизировать проверки, то теперь аудиторы должны подпрыгивать на новое направление в течение 10 дней с момента, как им поставят новую задачу депутаты или глава Нерюнгринского района.

Как это может выглядеть на практике: если КСП залезет не туда, куда надо, ее всегда можно завернуть на другой, менее болезненный объект. А если откажутся или не уложатся в сроки – наказать и распустить.

Удивительно, но 18 сентября 2024 года депутаты Нерюнгринского райсовета утвердили новое Положение о КСП при трех заключениях прокуратуры, указывающих на нарушения федерального законодательства и коррупциогенные угрозы. В частности, в надзорном ведомстве отметили, что новые правила работы КСП вмешиваются в ее деятельность, противоречат профильному федеральному закону и являются коррупциогенным фактором. В новом Положении весьма размыты требования к результатам работы КСП, что позволит оценивать ее как бог на душу положит. А что касается досрочного роспуска палаты, то, как указала прокуратура, депутаты берут на себя много лишнего: КСП останется, даже если сам райсовет прекратит работу.

Интересно, что в июне 2024-го Нерюнгринский райсовет собирался поставить надсмотрщиком над КСП свою комиссию по законности, местному самоуправлению, мандатам и Регламенту. Большинство членов комиссии являются руководящими работниками подчиненных районной администрации учреждений, деятельность которых и должна проверять счетная палата. К примеру, заместитель начальника Управления образования Наталья АКОПЯН, еще будучи заведующей детским садом, незаконно выплатившая подрядчику 4,4 млн рублей. Это нарушение и требование вернуть деньги в бюджет ей как раз и предъявила КСП Нерюнгринского района… Деньги по-прежнему не возвращены.

Редакция ТайгаПост обратилась к председателю Нерюнгринского райсовета Наталье БАРАХАНОВОЙ, попросив ее объяснить, чем вызвана необходимость принятия нового Положения о КСП. Вскоре получили следующий ответ, который необходимо разобрать едва ли не по предложениям. 

Из ответа Натальи БАРАХАНОВОЙ:

  «Положение о Контрольно-счетной палате МО «Нерюнгринский район» подлежало приведению в соответствие с Федеральным Законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ РФ «Об общих принципах организации и деятельности Контрольно-счетных органов (…)» и иным законодательством РФ, РС (Я), а также Уставом МР «Нерюнгринский район».

Заключение прокуратуры не было отрицательным, оно было с замечаниями по трем пунктам, согласно п.2 ч.1 ст.82 Регламента Нерюнгринского районного Совета депутатов Совет вправе принять решение со следующей трактовкой «принять проект правового акта за основу и продолжить работу над ним с учётом высказанных замечаний и предложений», что и было решено общим голосованием на заседании Совета депутатов 18.09.2024 года. 

В связи с тем, что необходимо устранить имеющиеся замечания прокуратуры 23.09.2024 года была создана рабочая группа, состоящая из депутатов Нерюнгринского районного Совета депутатов для работы над замечаниями и внесения изменений в Положение о КСП, на сегодняшний день рабочая группа продолжает работу над замечаниями».

Здесь мы вынуждены констатировать откровенное лукавство председателя НРСД. В опубликованном решении сессии от 18.09.2024 г. нет никаких упоминаний про «принять проект за основу», а лишь «утвердить Положение о КСП». Следовательно, новое Положение принято и действует. А все эти рабочие комиссии – громоотвод для наивных депутатов, не понимавших, за что конкретно они проголосовали. Первое прокурорское заключение поступило еще за три месяца до сентябрьской сессии. Но рабочую комиссию создали только после принятия нового Положения – какая-то игра в наперстки.

Редакция попросила Наталью БАРАХАНОВУ конкретизировать, каким именно новым федеральным и республиканским законам противоречило прежнее Положение о КСП, принятое в ноябре 2021 года. Она отослала нас к Конституции РФ, целому букету разных законов и почему-то к внутреннему Регламенту Ил Тумэна. В опубликованном же решении сессии НРСД есть ссылки на несколько федеральных законов, самый «свежий» из которых тот самый ФЗ-6 (действует без изменений с 2011 года). Тот самый ФЗ-6, которому, как установила прокуратура, противоречит новое Положение о КСП Нерюнгринского района.

Из ответа Натальи БАРАХАНОВОЙ:

«Хотелось бы обратить внимание, что внесенные изменения в Положение о Контрольно-счетной палате МО «Нерюнгринский район» не затрагивали основные полномочия КСП в части организации и осуществлении контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета Нерюнгринского района, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ».

С этим можно поспорить: налицо прямое вмешательство в организационную деятельность Контрольно-счетной палаты. А если есть вмешательство, то о какой независимости аудиторов может идти речь?

Первую попытку принять новое Положение о КСП депутаты НРСД предприняли еще 19 июня, но тогда не хватило кворума. А теперь внимание: 22 мая Контрольно-счетная палата выступила на сессии с отчетом о своей работе, где заявила следующее: в 2022 году объем финансовых нарушений в предприятиях и учреждениях Нерюнгринского района составил 386,6 млн рублей, в 2023-м - 181,7 млн. Мы спросили у председателя, как райсовет отреагировал на такие факты и что предпринял для их устранения и привлечения виновных к ответственности.

Из ответа Натальи БАРАХАНОВОЙ:

«22.05.2024 года на 8-ой сессии НРСД при рассмотрении отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты МО «Нерюнгринский район» за 2023 год было установлено, что при проверке муниципальных учреждений района и поселений КСП были выявлены финансовые нарушения, и в этом же отчете далее отражено, что выявленные финансовые нарушения были устранены. Дальнейшая работа по устранению нарушений ведется».   

Наталья Васильевна, вы опять как-то очень избирательно читаете документы. В докладе КСП указано, что после ее вмешательства устранены нарушения на сумму 306,5 млн рублей по 2022 году и 123,9 – по 2023-му. Соответственно к 22 мая не были устранены финансовые нарушения на общую сумму 138 млн рублей! Депутаты же явно самоустранились. 

Зато не прошло и месяца, как зубастой Контрольно-счетной палате Нерюнгринского района начали выдергивать зубы, пригрозив досрочным роспуском. С упорством, достойным лучшего применения. Теперь мяч опять на стороне прокуратуры. Трижды ее мнение было грубо проигнорировано. Вряд ли в надзорном ведомстве будут дальше утираться и все же вернут районным аудиторам их закрепленную законом независимость. А заодно разберутся, почему райсовет пытается взять счетную палату в ежовые рукавицы.

Источник: ТайгаПост

Нерюнгринский парадокс, или Как воровать у детей и идти на повышение