Мост, который ждали, или Для чего в Лену спустят "супербочки"

Рубрика: Акценты

Уникальное! Беспрецедентное! Новое слово в российском мостостроении! Это сооружение, которое должно связать берега Лены, наверняка будет удостоено еще многих восторженных эпитетов. Сотни тысяч людей в Якутии ждали начала его строительства последние лет 40. А когда долго ждешь, вера начинает пропадать. ТайгаПост расскажет, что сейчас происходит на берегах великой сибирской реки, обретает ли очертания будущий Ленский мост, и что поразило наше воображение.

17 июня правительство Якутии предложило журналистам съездить на берег Лены в районе Табаги и посмотреть, как строится мост. Вряд ли стоит говорить, что в автобусе негде было яблоку упасть. Впервые о его строительстве заговорили еще в 80-е годы. Как водится, много спорили и прожектировали, так что Ленский мост в сознании народа вполне закрепился в виде некоего мифа, столь же красивого, сколь и мало правдоподобного.

Буквально пару лет назад журналисты Якутии откровенно подтрунивали над главой республики Айсеном НИКОЛАЕВЫМ, тогда умиляясь его святой вере в то, что сказка станет былью еще на нашей памяти. Многочисленные заявления высшего руководства страны, сообщения о принятых решениях и заключенных договорах на эти настроения серьезно не влияли. Но в прошлом году на обеих берегах Лены началось движение. И теперь мы увидели, во что оно вылилось.

Сама идея строительства Ленского моста вызывала немало споров. Скептики опасались, что круглогодичная дорога принесет нам всё то негативное, от чего река хоть как-то защищала левобережную Якутию – наркотики, неконтролируемую миграцию… А оптимистичное большинство вещало о быстрой переправе и бесперебойных поставках продовольствия и промышленных грузов для огромной территории от Якутска до Ленска, Мирного и Арктики. Против Ленского моста не митинговали. Да и как можно было митинговать против мифа?

Сегодня же на левом берегу Лены в районе Старой Табаги растет огромное сооружение из металлоконструкций. В этот день журналисты выучили новое слово – коффердам. Объясняя на пальцах технологию  строительства Ленского моста, руководитель Департамента по корпоративным коммуникациям группы «ВИС» Сергей КОЗЛОВСКИЙ назвал его «бочкой», что, в принципе, недалеко от истины. Технические детали раскрыл главный инженер генерального подрядчика строительства, компании «ВИС-Строй» Сергей САМАРЧЕВ. Попытаемся объединить их рассказы.

Наплавной коффердам – новое слово в истории российского мостостроения. Его единственное предназначение – создать на месте строительства пилонов сухой док, где разместят буровые установки и другое необходимое оборудование. Коффердамы, а их на Лене поставят три (по количеству пилонов), состоят из 75 деталей. Внешне они действительно похожи на огромные бочки диаметром 36 метров и высотой 17,5. Под площадкой для строительства коффердамов оборудуют стапель, на котором и ведётся укрупнительная сборка металлоконструкций, сварка швов. Спускать на воду собранные конструкции будут по слипу (выложенному бетонными плитами спуску). Здесь начнется, наверное, один из самых величественных и эффектных этапов строительства. 

Когда же огромная «бочка» массой свыше 7,7 тыс тонн заскользит по ленской глади, ее подхватят несколько буксиров. В сопровождении выступит резервный – на случай, если неуправляемый коффердам вдруг почувствует себя вольным кораблем и потащит буксиры за собой. Так, качаясь на волнах, сооружение дойдет до места установки первого пилона, где в него начнут закачивать бетон («ВИС-Строй» построил бетонные заводы на обоих берегах), под тяжестью которого коффердам опустится на строго отведенное ему место.

Видим, как недоверчиво читатель слушает рассказ про плавающую «бочку» массой под 8 тыс тонн – сами еще вчера были такими. Никаких плавсредств под коффердамами не будет. Наши информированные гиды снова начали убеждать на пальцах: «Представьте бочку, установленную на воде вертикально - она же не утонет. А с учетом того, что диаметр коффердама вдвое больше его высоты, конструкция должна быть вполне устойчивой».

Строительство первого коффердама на левом берегу Лены сегодня завершено на 65%. На объекте задействовано порядка 200 рабочих, половина из них якутяне. Узких специалистов-мостостроителей у нас нет в принципе, но на ведение земляных работ и подвозку грузов наших нанимают весьма охотно. Как сообщил Сергей КОЗЛОВСКИЙ, максимально этим летом на строительство Ленского моста (главная база на левом берегу у Старой Табаги, другая на правом под Нижним Бестяхом) будет задействовано 500 человек, а в будущие пиковые периоды до 1,5 тысяч с двухсменной работой.

Три коффердама под пилоны будут строить по очереди. Первый обещают завершить в июле, в этом же месяце намечен его спуск на воду и начало пятисуточной эпопеи установки на дно реки. В «ВИС-Строе» признают, что окончательные коррективы в эти планы внесет своенравная Лена. Коффердамы потянут лишь по большой воде, а нагнать ее человек бессилен. 

Проектировщики уверяют, что коффердамы вполне способны выдержать ледовый натиск весеннего половодья. Внутри них за толстыми стенами на бетонной подушке будет абсолютно сухо. Ко дну коффердамов приварены трубы, которые станут направляющими при бурении скважин под сваи для поддерживающих будущий мост пилонов. Когда же работы закончат, под водой коффердамы обрежут по краям, оставив на дне лишь небольшую, не выступающую на поверхность часть. Их технологическая роль на этом будет завершена. Всю остальную нагрузку примет на себя мощный бетонный фундамент.

Ленский мост – концессионный проект. В нынешних экономических и санкционных условиях вряд ли имеет смысл говорить о его окончательной стоимости. Президент Путин поставил задачу сдать мост к концу 2028 года. В «ВИС-Строе» уверяют, что сегодня идут по графику. Концессионерами выступают правительство Якутии и группа «ВИС» при финансовом партнерстве Сбербанка. 

ВИС, инвестировавший в проект собственные средства, намерен их вернуть до 2044 года, когда он будет осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию моста. По словам руководителя Департамента по корпоративным коммуникациям Сергея КОЗЛОВСКОГО, финансовая модель окупаемости затрат по-прежнему, что бы ни говорили скептики, предусматривает взимание платы за проезд по мосту лишь с грузовых автомобилей, к легковушкам и автобусам никто придираться не будет. Плату для грузовиков, исходя из расчета затрат на строительство и содержание моста, установят концедент (правительство РС (Я)) и концессионер (группа «ВИС»). Сегодня ее прогнозировать бессмысленно. Но в ВИС уверены, что это будет куда дешевле паромной переправы. 2044-й и станет годом окончания срока действия концессионного соглашения, мост останется под управлением государства.

Вот каким мост будет:

Общая длина автодороги с подъездными путями – 14,5 км 

Протяжённость моста – 4,6 км, в т.ч. вантовый мост (над руслом реки) – 2,5 км, эстакады (над берегами) – 2,1 км 

Ширина моста: 16,6 м. Двухполосное движение с проектной скоростью до 120 км/ч 

Высота левого и правого пилонов вантового моста – 194,5 м, центрального – 284,5 м 

26 опор, 920 свай под них и пилоны высотой до 41 м

Судоходный габарит – 18 м. 

Предусмотрена ночная подсветка (иллюминация) моста, но из Якутска ее не увидишь.

Video file

Проект разрабатывал АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». В конструкцию заложены все риски якутских морозов и бурного нрава великой Лены, семибалльная сила землетрясения, максимально прогнозируемая в этой местности. Вантовые мосты возведены через пролив Босфор Восточный на остров Русский и бухту Золотой Рог во Владивостоке. Там, конечно, не бывает -60, и каждый год льды не рвутся на свободу, но океанские тайфуны – не чета нашим ветрам. 

Прощаясь, хозяева стройки снова повернулись к растущему коффердаму и подтянутым на берег Лены технике и оборудованию: «Посмотрите, разве эту стройку можно остановить?!». И почему-то очень захотелось им поверить…

Источник: ТайгаПост