Сразу два сельских поселения Якутии в 2025 году захотели стать «взрослыми». ТайгаПост расспросил председателя ЦИК, какой путь они выбрали, и что из этого получилось.
«Первая ласточка» в Центризбирком республики летом прилетела из Олекминского района. Нерюктяйинский 2-й наслег вдруг решил стать отдельным самостоятельным муниципальным округом. Инициаторы почитали 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» и постановили: хватит быть сельскими, пора сравняться с родным Олекминским районом.
По словам председателя Центризбиркома республики Евгения ФЕДОРОВА, заявление о проведении референдума среди жителей Нерюктяйинского 2-го наслега было изучено и с правовыми правками возвращено в наслежный Совет.
«Центризбирком не вправе давать оценку и принимать решение о проведении местного референдума. Это прерогатива депутатов», - пояснил Евгений ФЕДОРОВ. На этом волна местечковой самостийности захлебнулась – никаких документов из наслежного Совета избирательная комиссия РС (Я) не получила. Но тут заволновались в другом конце самого большого региона страны.
Евгений ФЕДОРОВ:
- На словах речь шла о проведении референдумов о преобразовании в муниципальные округа сразу четырех наслегов Таттинского улуса. Но заявление поступило только из Усть-Татты (Алданский наслег). В соответствии с законом мы его рассмотрели и направили для принятия решения в наслежный Совет.
Там соблюли необходимую процедуру, и ЦИК зарегистрировал инициативную группу под номером 1. За без малого четверть века, что действовал ФЗ-131 «О местном самоуправлении», никто в Якутии не объявлял местные референдумы. Но рьяно взявшись за дело, усть-таттинцы вскоре сдулись. В срок до 5 сентября они должны были собрать необходимые подписи и до 10-го передать их в избирком.
Работа так себе по напряженности: для объявления референдума нужно было заручиться поддержкой от 38 до 41 жителя наслега. Но в законные сроки подписи ЦИК не получил. Что повлияло на это, председатель не знает – не его вопрос. Но когда усть-таттинцы замолчали, Центризбирком принял решение об отмене регистрации инициативной группы. Не добившись результата, она все же вошла в историю под номером 1.
Нужно сказать, что наметившийся сельский «парад суверенитетов» властями не был проигнорирован. Так, юрист Олекминской районной администрации обратилась в Госдуму за толкованием нормы ФЗ-33 о преобразовании поселений в муниципальные округа и получила однозначный ответ: одного федерального закона для этого мало.
Законодатель предусмотрительно заложил в него положение о необходимости принятия региональных правовых актов, где были бы прописаны разрешение селам расти до округов или запрет на таковые действия. Соответствующий республиканский закон обещают принять до конца года. И с большой долей уверенности можно утверждать, что равные права районам, городам и селам предоставлены не будут.
В логике не откажешь: ведь село, как его ни назови, все равно останется селом со своим практически стопроцентно дотируемым бюджетом. Если, конечно, на его земле не найдут полезные ископаемые. В этом случае недропользователи будут договариваться с конкретным селом-округом, потребности которого скромнее районных. Тогда село безусловно расцветет на зависть соседям. Но где же социальная справедливость? Вряд ли правительство и Ил Тумэн пойдут на то, чтобы одни жирели, когда другим приходится давать деньги на поддержку штанов.
Источник: ТайгаПост