
На фото: стендапер Иван Абрамов
Стартовавший на Восточном экономическом форуме проект промышленного туризма нашел отклик в компании «Якутуголь». Журналисты ТайгаПост побывали в разрезе, узнали, почему путевки сюда бесплатные, и как можно заработать на друзьях.

Фото из личного архива
Разрез «Нерюнгринский», в прошлом году отметивший свое 45-летие, является визитной карточкой Южной Якутии и одним из главных столпов ее освоения. Поначалу именно к богатым угольным залежам сюда потянули ветку малого БАМа Тында-Беркакит. Конечно, с перспективой разработки других щедрых месторождений полезных ископаемых и выхода железной дороги на Якутск и Магадан.
Увидеть, как здесь добывают уголь, вполне возможно. На опасный производственный объект не пускают одиноких любопытствующих. Но когда собирается туристическая группа, администрация предприятия обычно не отказывает. Хотя есть нюансы: экскурсии проводят в первой половине дня, поскольку после обеда в разрезе ведутся взрывные работы, да и зимой в сплошной завесе морозного тумана мало что разглядишь с высоты нескольких смотровых площадок.

Светлым, хотя и ветренным мартовским днем журналисты ТайгаПост посетили Нерюнгринский угольный разрез. О том, что это будет не рядовая музейная прогулка, стало ясно еще на подходе, когда в административно-бытовом корпусе разреза главный специалист по промышленной безопасности «Якутугля» Александр ХУДОЯРОВ провел с нами инструктаж. Выразив надежду, что бегать по горным отвалам и бросаться под колеса большегрузов мы не будем, посоветовал внимательнее смотреть под ноги, чтобы не поскользнуться. Ну и держаться подальше от энергоустановок.

Мы примерили оранжевые жилеты и каски. И на вахтовке в сопровождении горного мастера Аубакира КУРМАНОВА отправились в угольный разрез. На пропускном пункте автомобиль досмотрели сотрудники службы безопасности – не ввозить и не вывозить ничего лишнего здесь нельзя.
Это не первая наша поездка в Нерюнгринский разрез. Но если раньше это была преимущественно вотчина иностранной техники из Японии и Штатов, то нынче импортозамещение налицо. Экскаваторы, в основном, российские. Среди самосвалов марку первенства держат БелАЗы, максимальная грузоподъемность которых достигает 220 тонн – примерно столько породы везут четыре железнодорожных вагона.

Фото из личного архива. Самый высокий наш коллега Дмитрий Михайлов ростом под 2 метра
Под разговоры вскоре добрались до верхней смотровой площадки угольного разреза. Презентованный на Восточном экономическом форуме проект развития промышленного туризма заставил всех по-новому взглянуть на эту сторону больших предприятий. Здесь на верхней смотровой вскоре откроют зал истории «Якутугля» и оборудуют фотозону.
Нас провели в диспетчерскую с панорамными окнами на весь угольный разрез. Как минимум в эту смену за мониторами сидели одни мужчины, а на мерцающих экранах в режиме реального времени двигались суперсамосвалы, грузили породу и уголь исполинские экскаваторы, вокруг которых крутились такие же гигантские бульдозеры.


На краю смотровой площадки впечатлительная Айталина, урожденная мирнинская и бывавшая в чашах алмазных карьеров, не удержалась от сравнения разреза с древним городом ацтеков – столь сюрреалистично выглядел окружавший нас пейзаж. А в благоговейный трепет впасть действительно было от чего: за десятилетия разработки угледобытчики закопались вглубь сопки почти на 400 метров, площадь разреза составляет 15 квадратных километров!
По его стенкам, петлями поднимаясь вверх, ползли гигантские самосвалы с двухэтажный дом, максимальная масса которых составляет без малого 400 тонн! Но отсюда, с верхней смотровой, они казались не больше спичечных коробков, и лишь спустившись, мы почувствовали силу и мощь этой карьерной техники, рядом с которой в вахтовке сами были, как в спичечном коробке.

Нетрудно представить, какие же эмоции испытывают те, кто впервые побывали в чаше «Нерюнгринского». Так, речистый и остроумный стендапер Иван АБРАМОВ, приезжавший сюда год назад, под грузом впечатлений оказался весьма немногословным, написав лишь «как другая планета».
На память об этой поездке нам подарили пакетики с коксующимся углем. Примечательно, что такие экскурсии для туристов абсолютно бесплатны – бизнес на гостях здесь не строят. Посещение разреза планируют включить в программу «БАМа туристического», эксперты которого приезжали в Нерюнгри в 2023 году и выдали свои рекомендации.

Фото из личного архива
В «Якутугле» заинтересованы в том, чтобы увлечь и привлечь как можно больше людей, тайно надеясь, что кто-нибудь останется. Веянием времени стал кадровый дефицит. Если 20-25 лет назад очередь на трудоустройство в тот же разрез или автотранспортную службу составляла полгода и более, то теперь «Якутуголь» сам зазывает работников. Это общая программа «Мечела», в группу предприятий которого входит «Якутуголь». Каждый работник, кто приведет сюда товарища, получит за него премию. А уж чем заняться, товарищу подберут.

Как рассказала пресс-секретарь «Якутугля» Оксана МОНИНА, предприятие за свой счет дает новые специальности и переобучает на смежные по более чем 200 направлениям. 78% членов трудового коллектива проживает в Якутии. Для работников из других районов и регионов доступны общежития.

«Якутуголь» имеет соглашения с техническими учебными заведениями Нерюнгри, Нижнего Бестяха и Хандыги, чьи студенты регулярно проходят практику в подразделениях компании. В конце февраля очередная группа студентов из транспортного техникума (Мегино-Кангаласский район) завершила практику здесь. Влюбившись в город и оценив условия работы, ряд ребят изъявили желание остаться.
Источник: ТайгаПост