Сразу два федеральных прецедента были созданы во время прошедшего в Якутии избирательного цикла. ТайгаПост узнал, кому из кандидатов можно скрывать судимости, и что весомее – закон о выборах или борьба с коррупцией.
В конце августа Верховный суд Якутии потребовал от Алданской ТИК изъять из бюллетеней информацию о судимости кандидата на должность главы Алдана от «Справедливой России – За правду» Олега САРАФАННИКОВА. Но ведь закон требует, чтобы избиратель был уведомлен о судимости кандидата. ТайгаПост спросил у председателя Центризбиркома республики Евгения ФЕДОРОВА, почему Сарафанникову можно нарушить этот пункт.
Евгений ФЕДОРОВ:
- Там сюжет еще закрученнее. Информационный центр МВД сообщил, что у кандидата имеется судимость по 119 статье УК РФ – угроза убийством. А на самом деле, у него была 191 статья – незаконный оборот драгоценных металлов. Понятно, что кандидат обратил внимание на несоответствие – все-таки угроза убийством, наверное, будет посерьезнее. Мы сделали повторный запрос в МВД и получили уточнение, внесли изменение в сведения.
Потом, видимо, кто-то подсказал кандидату, что можно в принципе изъять упоминание о судимости. Дело в том, что 191 статья в случае совершения правонарушения впервые была декриминализирована. Теперь по ней не уголовная, а административная ответственность. Кандидат обратился в суд с требованием удалить данные о его судимости.
Тут мы попали в правовую коллизию: по 67-ФЗ «О гарантиях избирательных прав» требуется обязательно указывать судимости кандидатов, но по Уголовному кодексу его статья декриминализирована. Алданский суд отказал кандидату, а Верховный суд республики встал на его сторону. К этому времени избирательные бюллетени уже были напечатаны, и Алданская ТИК приняла решение заказать новый тираж, для чего из местного бюджета было потрачено еще 120 тыс рублей.
Ситуация с требованием удалить информацию о судимости кандидата произошла впервые в России. Мы сообщили о ней в федеральный ЦИК. Там уже прошло обсуждение. Полагаю, будут консультации с законодателями.
Но это не единственный прецедент, который был создан в республике в избирательном цикле 2025 года. Сначала весной на должность главы Соттинцев Усть-Алданского района выдвинулся кандидат, который до этого по требованию прокуратуры судом был удален с должности главы села по недоверию. Потом на главу Усть-Алданского района стал баллотироваться кандидат, которого до этого также сняли по недоверию.
У нас были долгие консультации с силовиками: почему мы зарегистрировали кандидатами людей, отстраненных судом за нарушение антикоррупционного законодательства. Мы объясняли, что их никто не лишал пассивного избирательного права. Если бы в судебных решениях было написано, что они, к примеру, три года не имеют права занимать должность в органах МСУ – вопросов нет.
Мы информировали об этой коллизии ЦИК РФ. Там согласились, что проблема требует решения и будут обращаться в Государственную Думу.
Источник: ТайгаПост