Евгений Федоров
И другие подробности прошедшей избирательной кампании
Красивая цифра 222 большого избирательного цикла 2025 года не состоялась. ТайгаПост узнал, почему сорвалось несколько выборных кампаний, сколько судимых рвались во властные структуры Якутии, и расслабится ли Центризбирком в случае отмены прямых выборов глав.
Председатель Центризбиркома Якутии Евгений ФЕДОРОВ рассказал ТайгаПост, что каждый 20-й кандидат в органы местного самоуправления имел проблемы с законом. Причем не все понимали, что об этой некрасивой странице биографии должны предупредить избирателей. ТайгаПост поинтересовался, как в целом прошел большой избирательный сезон 2025 года.
Евгений ФЕДОРОВ, председатель ЦИК РС (Я):
- До 4 августа – последней даты подачи заявлений о регистрации кандидатов – в республике насчитывались 222 избирательные кампании. Везде была альтернативность, всё шло согласно закону. После этого мы начали проверять всех 1823 кандидата на предмет судимостей. По нашим запросам Информационный центр МВД дал ответ по каждому. Выяснилось, что 5,7% кандидатов (практически каждый 20-й) имеют судимости. Это средний показатель по России.
Не все кандидаты при подаче заявления о регистрации в избирательные комиссии указали свои судимости. Кто-то, может, и подзабыл, кто-то посчитал, что ошибка молодости уже неактуальна. Другие говорили: судимость погашена, зачем избирателям знать об этом. Не все знали, что в случае совершения тяжкого преступления после окончания срока еще 10 лет не имеешь права выдвигаться, после особо тяжкого – 15. Мы указывали на выявленные нарушения. И, если оставалось время до окончания подачи заявлений о регистрации, люди исправляли документы. Но шесть скрывших судимости человек уже не имели возможности этого сделать.
Сокрытие судимости является основанием для отказа в регистрации. Как правило, мы предупреждаем таких граждан, какие правовые последствия их ожидают, и они сами пишут заявление об отзыве своих кандидатур.
Теперь оказалось, что в четырех избирательных округах осталось по одному кандидату, а выборы должны быть обязательно альтернативными. Мы приняли решение там их отложить – такая официальная формулировка. И осталось 218 избирательных кампаний. Они все состоялись, каких-то больших скандалов, заявлений об отмене итогов голосования или результатов выборов не было.
- Евгений Николаевич, для нашей республики – это норма или без скандалов редко обходится?
- Всякое бывает. В 2021 году ко мне приходил один из кандидатов в депутаты Госдумы и просил отменить принятые решения об итогах голосования по 14 районам, где он проиграл. Если бы там итоги выборов были отменены, кандидат проходил в Госдуму. Но правовых оснований для этого не было. Человек подумал и вскоре отозвал свое заявление. Были подобные требования и на выборах депутатов Якутской городской Думы, когда представитель одной партии просил отменить итоги в 44 из 126 избирательных участков. Там тоже оснований не было. Так что разные ситуации бывают.
- Какая, по вашему мнению, нынче была самая сложная и скандальная избирательная кампания?
- Скандальных не было, но особого внимания требовали многие. Было несколько обращений в суд об отмене регистрации кандидатов на должность главы Усть-Алданского района. В Оленьке кандидат от «Единой России» установил баннер с изображением главы республики. По закону в агитационных материалах нельзя использовать изображение других людей. Мы указали на это Оленекской избирательной комиссии. На следующий день ею было принято решение о демонтаже баннера.
В СМИ проходила информация, что один из кандидатов на должность главы Хангаласского улуса разместил свой баннер у избирательного участка. Закон запрещает это делать ближе 50 метров. А там отмерили, оказалось 62 метра.
В Хамагатте Намского района кандидат в райсовет не открыл спецсчет. Это позволяется, если количество избирателей в округе меньше 5 тысяч. В данном случае это требование было соблюдено. Но кандидат поставил баннер, написав, что он изготовлен на собственном оборудовании. Вряд ли у него дома стоит плоттер. Даже если так, он покупал баннерную ткань и краску, а во время избирательной кампании это должно делаться только со спецсчета. Местный ТИК также потребовал демонтировать конструкцию.
Подобного хватало, но чего-то экстраординарного не происходило. Очень серьезную подготовительную работу провели силовые структуры. Неоднократно проходили совещания у главы республики и прокурора. Избирательные участки были оборудованы металлодетекторами, резервными источниками электроснабжения и линиями связи. Погода каких-то форс-мажоров не устраивала.
Единственное, в результате хакерских атак несколько часов были проблемы с работой сайта ЦИК РФ. Но наша внутренняя система «ГАС Выборы» строго автономная и не подключена к Интернету, соответственно стабильно работала.
- Какие-то планы по количеству избирательных кампаний в следующем году можно строить? Или пока не принят республиканский закон о принципах организации МСУ в системе публичной власти, говорить об этом рано.
- Да, сложно говорить – это решат депутаты.
- А вы лично к чему склоняетесь: чтобы главы МСУ избирались прямым голосованием или решением депутатского корпуса? В последнем случае ведь у вас станет намного меньше работы.
- Мое мнение, как председателя Центризбиркома, ничего не решает. Мы не обладаем правом законодательной инициативы, чтобы выйти с каким-то законопроектом в Ил Тумэн. Вы подводите меня к тому, чтобы Федоров сказал, что хочет поменьше работать. Но мы будем работать столько, сколько решит Ил Тумэн, приняв соответствующий республиканский закон.
И да, если главы органов местного самоуправления будут избираться решением депутатского корпуса, у нас уйдет процентов 70 работы.
В следующей публикации ТайгаПост расскажет, какие два федеральных прецедента создала прошедшая в Якутии избирательная кампания. Правовые коллизии озадачили Центризбирком РФ и депутатов Госдумы.
Источник: ТайгаПост