Вы здесь

«Выживший» по-якутски-3: разъяренная медведица спасовала перед техническим прогрессом

«Выживший» по-якутски-3: разъяренная медведица спасовала перед техническим прогрессом
05 февраля 2018 в 02:48 Ух ты! TaigaPost

По просьбе наших читателей продолжаем серию рассказов о якутянах, принявших бой с Хозяином тайги. Тему о нашем ответе Голливуду подсказал фильм "Выживший", выдвинутый в 12 номинациях на Оскар. Эта история обошла мировые издания, настолько удивительно было спасение жителя Нерюнгри. Английские газеты писали о том, что якутский медведь испугался музыкального рингтона Джастина Бибера. Но давайте послушаем рассказ из первых уст.

53-летний Игорь Ворожбицын тридцать лет рыбачил в этих местах. Не раз видел медведей, но никогда раньше они не нападали. Так было до вечера 12 июля 2014 года, который для Игоря Петровича закончился тяжелыми травмами и госпитализацией в Якутск.

Машина подвезла Игоря Ворожбицына из Нерюнгри в соседний Алданский район. Здесь, около ручья Малый Нимныр, в километрах восьми от федеральной трассы, находится зимовье, в котором мужчина часто останавливался на рыбалку еще с 1984 года. Из оружия был только нож на поясе, в руках – удочки, за спиной – рюкзак.

Временами накрапывающий дождь заставил набросить плотный длинный плащ. От дороги пошел по ручью, изредка вытягивая из него небольших хариусков. Через несколько километров вышел на старую автомобильную дорогу, которая вела из поселка Малый Нимныр к заброшенной старательской артели. Мужчина обратил внимание на множество оленьих следов и следы, оставленные недавно проехавшими здесь двумя «Нивами». Переобулся, привязав болотники к рюкзаку, и пошел в сторону ключа Эвота, где стояло зимовье. Вокруг была какая-то жутковатая абсолютная тишина, отчего рыбаку захотелось запеть, чтобы хоть как-то ее разрядить.

Пройдя метров 200-300 по дороге, Игорь Ворожбицын просто почувствовал, что сзади находится опасность. В ту же минуту  сильный удар по рюкзаку сбил его с ног. Падая, мужчина увидел, что в паре метров от него стоит огромный медведь. Зверь накинулся на человека и начал бросать его 100-килограммовое тело как игрушку. Игорь попытался вытащить нож, но прокушенная рука абсолютно не слушалась.

То, что случилось дальше, больше похоже на сказку. Но именно сказочным стечением обстоятельств сегодня и называют то, что Игорь остался жив.

Игорь Ворожбицын:

- Переодевшись на дороге, я достал мобильный телефон. Связи там не было, и я просто посмотрел время. Помню, было 8.30 вечера. Затем положил мобильник в нагрудный карман. У меня старая «Нокия», где нажав первую кнопку, аппарат скажет, сколько время. Когда медведь начал меня ломать, он вцепился зубами мне в грудь и прикусил кнопку голосового сообщения времени. Помню, как аппарат сказал: «Восемь сорок. Восемь сорок…». Медведь испугался и убежал.

Еще толком не понимая, что произошло и, ожидая нового нападения, Игорь минут пять лежал на земле. Когда поднялся, ужаснулся, оценив полученные раны. Медведь практически снял скальп и лицо с левой стороны головы, оставил глубокие рваные раны на животе и груди, порвал вену на правой руке, из которой хлестала кровь. Как смог, перетянул руку тряпками из белья, но кровь не останавливалась. Находясь в состоянии шока, с залитым кровью единственным сохранившимся глазом, и полностью дезориентированный, он пошел в сторону от зимовья и вскоре окончательно заблудился. На тайгу опускалась ночь.

Бродя между деревьями и перебираясь через заросли стланика, Игорь каждую минуту ждал нового нападения медведя. Спасаясь от дождя, прикрывался разорванным звериной лапой плащом, который вскоре окончательно промок от воды и крови. Сильно болела и кружилась голова. Но больше всего беспокоила рваная вена, из которой, как понимал Игорь, вместе с кровью уходит жизнь. Кое-как достал из кармана спички. Попытался разжечь костер, но пальцы правой прокушенной руки никак не слушались. А вдруг снова брызнувшая из нее кровь залила спички, приведя их в негодность.

Ночь провел под деревом, прислушиваясь к каждому шороху. Когда рассвело, пошел дальше. Бродил целый день, питаясь чудом сохранившимися на поясе хариусками. Ведь порванный рюкзак с продуктами мужчина бросил там, где на него напал медведь. Когда силы окончательно покидали, ложился на землю и полз. Затем вставал и, шатаясь и хватаясь за деревья, шел дальше.

Когда на тайгу опять спустилась ночь, и комары перестали досаждать, Игорь прилег на землю, чтобы отдохнуть. Вдруг ветер изменил направление и до него донес дым костра. Это было спасение.

Двое рыбаков из Нерюнгри стояли здесь лагерем уже не один день. Когда к ним вышел окровавленный человек, опешили от неожиданности, но, узнав в чем дело, немедленно снялись и вывезли раненого на своей машине. В селе Хатыми были уже за полночь 14-го. В это время туда, за сотню километров от Нерюнгри, уже мчалась скорая.

В сельском фельдшерском пункте Ворожбицыну просто забинтовали раны, сделали обезболивающий укол, поставили капельницу. Фельдшер не стал расправлять куски кожи, свисавшие на левую часть лица. Женщина лишь тихо вздыхала, понимая, что под ними, скорее всего, уже нет глаза. Когда раненого привезли в Нерюнгри, его немедленно положили на операционный стол. Четыре часа трое хирургов буквально собирали лоскутки кожи и куски мяса, пытаясь пришить их на место. Когда закончили, сказали Игорю, что он трижды родился в рубашке.

Как говорят охотники, скорее всего, на рыбака в тайге напала медведица. Она была с медвежонком, а человек подошел слишком близко. И тогда косолапая мать показала весь свой звериный нрав. Ведь, если бы на человека напал медведь, который не защищался, а именно хотел убить, то шансов выжить бы не было. И никакие странные звуки из мобильника его бы не отпугнули. По другой версии, агрессия зверя была спровоцирована манящими запахами начавшей протухать рыбы на поясе человека.

Игоря спасло то, что первый удар пришелся не на голову (медведь лапой без труда раскраивает череп), а по рюкзаку. Сыграл свою защитную роль и плотный плащ, укрывавший рыбака от дождя. Медвежьи когти и зубы нанесли серьезные раны на животе и груди Игоря. Но по счастливому стечению обстоятельств не задели внутренние органы и даже не переломали ребра. Опять же к счастью кровь залила спички, и Игорь вынужден был ночевать без костра. В это время года температура в южноякутских сопках запросто может подходить к нулю, а в холоде кровь из порванной вены остановилась.

15 июля Игорь Ворожбицын прилетел из Нерюнгри в Якутск. У трапа его уже ждала скорая помощь. На следующий день в Республиканской больнице сделали операцию и успокоили: левый глаз удалось сохранить. Однако рентген обнаружил новое повреждение – трещину в лобной кости, оставшуюся после встречи с медведем. После четырех операций в Нерюнгри и Якутске мужчина вернулся домой для прохождения амбулаторного лечения.

Игорь Ворожбицын:

- Я все-таки везучий человек. Медведь меня основательно поломал, но там не додрал, тут не догрыз, здесь не дорвал. Несмотря на многочисленные раны, надеюсь, что смогу восстановиться полностью. Особенно беспокоит левый глаз, но уже начинаю им видеть. Ухо прилатали, вены и сухожилия зашили. На лбу страшные шрамы, врачи предлагали мне косметические операции, но я же не девушка, как-нибудь проживу с этим.

- Игорь Петрович, а вы еще пойдете на рыбалку?

- Обязательно. Жене пока не говорю, но без рыбалки я не могу. Вернувшись в Нерюнгри, я позвонил ребятам, которые вывезли меня раненого из тайги, и пообещал с ними порыбачить. Они смеются. Я не люблю удить на водохранилище у города, но на Эвоту наверное уже не поеду. Найду другое место в тайге.

 

Читайте также:

«Выжившие» по-якутски-2: оскальпированный медведем охотник одолел зверя врукопашную
«Выживший» по-якутски: раненый медведем охотник две недели один боролся за свою жизнь

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?