Вы здесь

Национальные республики прикусили языки

Национальные республики прикусили языки
20 декабря 2017 в 05:02 Задело TaigaPost

И, как всегда, когда дело касается национального языка, воду начал мутить Татарстан. Там весь текущий год власти в лице чиновников местного правительства и депутатов Госсовета оппонировали Кремлю и Минобразнауки РФ по поводу татарского языка. Федералы выяснили, что татары изучают родной язык в ущерб русскому. Президент Путин отправил в Татарстан проверяльщиков из Генпрокуратуры. И проверили не только Татарстан, а всю страну. Нарушения обнаружены во всех нацреспубликах, в том числе и в Якутии.

МИНОБРАЗНАУКИ: "У НАС НЕ НАРУШЕНИЯ, А НЕДОЧЁТЫ"

Туйара АБРАМОВА, замруководителя отдела общего образования и языковой политики Министерства образования и науки Якутии:

— По поручению Владимира Путина сотрудники Генпрокуратуры с участием специалистов Рособрнадзора закончили проверку преподавания русского языка и литературы, а также родных языков в национальных республиках во всех субъектах России. В части субъектов, в том числе Татарстане, Башкортостане и Якутии, проверки были выездные. У нас была самая продолжительная проверка — десять дней. Приезжали три человека из Генпрокуратуры и четыре эксперта из Рособрнадзора.

— В улусы выезжали?

— В близлежащие — Намский, Хангаласский и Мегино-Кангалаский. Все остальные улусы были проверены заочно: затребованы учебные планы, изучены все локальные документы, базисный учебный план.

— Какие конкретно нарушения выявили сотрудники Генпрокуратуры в Якутии?

— Было внесено представление на имя председателя правительства Евгения Чекина и министра образования Владимира Егорова. Сразу оговорюсь, что нарушений закона у нас не выявлено, например, нехватки часов преподавания. ФЗ "Об образовании" мы не нарушали. Тем не менее во многих улусах обнаружены недочёты. Например, отсутствуют сведения о реализации родителями права на выбор языка. Однако на федеральном уровне нет закона о том, в какой именно форме родители должны выражать своё согласие. Нет единой формы заявления. В основном это происходит так: родители знакомятся с учебным планом школы и выбирают язык образования. Это русский или якутский, или тот и другой языки.

— То есть выражают свой выбор устно?

— Да. Или обсуждают и принимают решение на родительских собраниях. Но на собраниях, как правило, отсутствует протокол заседания.

В уставе двадцать одной школы не прописано, на каком языке ведется преподавание. Эти недочёты устраняются.

Следующее замечание: в 43-х школах не отрегулирован порядок приёма детей с ограниченными возможностями. Здесь тоже считаю, что это не грубое нарушение, это рабочие моменты, которые устраняются на уровне школ.

Далее: распространены случаи изучения родного языка с учебниками, не внесёнными в федеральный перечень учебников. Учебник только тогда считается учебником, если он внесен в общий перечень. Но у нас учебники по родному языку и литературе не всегда бывают внесены в этот перечень. Процедура сложная, необходимо пройти четыре экспертизы. И до этого учебники могут называться только пособиями. Сейчас эти пособия были отправлены на согласование в Министерство образования и науки РФ, чтобы на научно-методическом совете они были рассмотрены. Это кропотливая, системная работа. Учебники уже получили одобрение и на следующий год будут внесены в федеральный перечень. Мы ждём только приказ.

Ещё выявлены многочисленные факты, когда вместо предмета "русский язык и литературное чтение" у нас написано "филология". Не все наши школы вовремя прореагировали. Хотя содержание и количество часов остаются неизменными. Это техническая устранимая проблема.

Ещё недочёты: сайты некоторых школ не содержат сведений о языках образования. Каждая школа обязана иметь свой сайт. Но в наших улусах, особенно северных, есть проблема к доступу в Интернет. Мы рекомендовали всем управлениям образования устранить этот недочёт. В конце концов, все они бывают в командировках в Якутске. Ещё одно замечание: сайты одиннадцати школ не адаптированы для инвалидов по зрению.

— Некоторые родители волнуются, не уменьшат ли количество часов на изучение родного языка и литературы за счет увеличения часов на изучение русского языка? И наоборот.

— У нас всё зависит от варианта учебного плана. Дети с 8-го по 11-й класс обучаются по старому стандарту. В 8-х классах федеральные требования для школ с русским обучением — это три часа в неделю. И плюс два часа литературы. С родным языком — еще плюс один час по литературе. Именно такие федеральные требования у нас соблюдены в базисном учебном плане. И проверка это подчеркнула! А в старших 10–11-х классах все зависит от того, изучает ли ребенок предмет на базовом уровне. Если изучает русский язык — один час, а литература — три. Если уровень профильный, то русский язык изучается три часа, а пять часов отводится для литературы. Обычно профильный уровень выбирают ученики, которые в будущем намерены связать свою жизнь с филологией и будут сдавать ЕГЭ. По Закону "Об образовании" обучение на родном языке осуществляется на ступенях начального и основного общего образования, то есть с первого по девятый класс. Далее обучение происходит полностью на русском языке.

— Отказываются ли письменно родители от изучения какого-либо языка?

— Такие случаи есть, но они единичны. Школы могут вести обучение по индивидуальному плану. Раз в год бывает случаи, когда ребенок учился в городе на русском, а потом переехал в улус. Мы помогаем школам подобрать индивидуальный план.

— Все эти масштабные проверки случились из-за Татарстана. У нас нет таких перекосов?

— Нет. Сами татары отмечают, что на бытовом уровне, в жизни, в Якутии родной язык используется чаще, чем у них. В Татарстане на улице и в школах в основном слышишь русскую речь. У нас дети даже в национальных гимназиях свободно общаются на обоих языках. Кстати, именно в Татарстане выявлены нарушения в той части, что часы татарского языка увеличены за счёт изучения русского. У нас таких фактов не выявлено.

Марианна РОЖИНА, пресс-секретарь прокуратуры Якутии:

— Прокуратурой республики установлено, что в нарушение требований закона отдельными школами не определен порядок приема детей с ограниченными возможностями здоровья, не установлены даты приема детей в 1-е классы. Вопреки требованиям ФЗ "Об образовании в РФ" в 23-х школах Намского, Олекминского, Сунтарского районов и Якутска обучающиеся недостаточно обеспечены учебниками и рабочими тетрадями. Выявлены факты выдачи аттестатов выпускникам 9-х классов с нарушением установленного срока. Сайты более 120-ти школ не содержат сведения о федеральных государственных стандартах и другой обязательной информации, ряд образовательных организаций не адаптировал свои сайты для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и т. д.

При проверке законодательства, регулирующего право на свободный выбор языка воспитания и обучения, установлено, что данное право в республике в целом обеспечено. В республике созданы школы с обучением детей как на якутском, так и на русском языках, а также с изучением родных языков коренных малочисленных народов Севера.

Вместе с тем в ряде школ имели место отдельные факты сокращения объема таких обязательных предметов, как родной (якутский) язык и литература и русский язык и литература.

Проверка выявила недостаточность принимаемых мер по созданию условий для обучения на родном языке коренных малочисленных народов Севера, не всегда принимаются меры по обеспечению выбора языка образования для граждан на родных русском и якутском языках.

Одной из основных причин этого является недостаточность образовательных организаций, что подтверждается обучением детей в большинстве школ в две смены, а также отсутствие мониторинга фактической потребности граждан в образовании на родном (якутский, русский, иные) языке.

По результатам проверки прокуратурой внесено более 200 актов реагирования, по которым проводится устранение нарушений федерального законодательства.
 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?