Вы здесь

Владимир Солодов о том, как избавить бюджет от "одаренных" детей чиновников и золотых специалистах по молодежи

04 апреля 2019 в 10:24Рубрика: Акценты

За девять месяцев работы председатель правительства Якутии несколько изменил свой кабинет: повесил большую белую доску для записей, убрал телевизор и поменял кресло. «Телевизор все равно не смотрю, а прежнее кресло, так скажем, не располагало к работе», - улыбнулся Владимир Солодов. Ловила себя на мысли, что все его идеи просты, понятны и как будто находятся на поверхности. Удивительно, почему раньше они не внедрялись в Якутии?

К примеру, предложенная им трехступенчатая система профобразования реально может адаптировать ребят из сельских районов к условиям города и промышленного производства. Отметила также, что Солодов не стесняется брать ответственность на себя, уходя от привычного чиновничьего «мы». Высказывает личное мнение по вопросам, решения по которым еще не принято.

ТайгаПост продолжает серию публикаций по итогам интервью с Председателем Правительства Якутии. Сегодня Владимир Солодов расскажет о взаимоотношениях правительства с недропользователями и о новых трендах в профессиональном образовании местных кадров.

- Владимир Викторович, начнем с частного. Недавно наше издание рассказывало о проблемах с доставкой почты в четыре дальних населенных пункта Ленского района. Причина – государственную почту недропользователи не пускают на свои ведомственные круглогодичные дороги. А зимник из райцентра оставляет желать лучшего. Проблема существует многие годы. Вообще, кто-то может обязать недропользователей пропускать хотя бы транспорт государственных ведомств?

- «Почтовый вопрос» решен – там недавно вышло соответствующее судебное решение. Мы создали специальную рабочую группу, будем отслеживать его исполнение. Почту в Ленском районе будут бесплатно пускать на ведомственные дороги. За помощь в этом хочу выразить благодарность главному федеральному инспектору по республике Виктору Николаевичу Хохрину, занявшему очень активную позицию.

Что касается работы с недропользователями - я нахожусь в постоянном контакте с ними. 25 марта обсуждали вопрос подготовки местных кадров. Сейчас мы встречались, чтобы обсудить, какие трудности и возможности сохраняются в программе «Местные кадры – в промышленность».

Одна из последних хороших новостей по этой теме – это то, Московская школа управления СКОЛКОВО на днях завершила пятимесячную программу для семи колледжей и техникумов Якутии, в результате чего были разработаны семь флагманских программ, в каждой из которых есть конкретный работодатель.

К примеру, Южно-Якутский технологический колледж работает с «Колмаром» и «Мечелом», Мирнинский колледж – с «Таас-Юрях Нефтегазодобычей», «Роснефтью» и «Роснефтегазом», Алданский политехникум – с «Полюсом Алдана» и «Селигдаром», Жатайский колледж связан с судоверфью, Хандыгский техникум - с геологами и алмазодобытчиками. Эти программы начнут работать в сентябре.

Отмечу, что у недропользователей идет рост объемов добычи, и они заинтересованы, чтобы новые рабочие места занимали местные кадры.

Мы поставили планку в 2019 году трудоустроить в промышленность 7,5 тысяч якутян, что на четверть больше, чем в прошлом году. Где эти рабочие места, нам понятно, но нужно добиться, чтобы наши кадры подходили по квалификационным параметрам. Мое видение ситуации следующее ‒ при подготовке кадров нужно реализовывать так называемые сетевые программы, когда в них участвуют несколько учебных заведений.

- Как это выглядит на практике?

- Например, когда выпускник оканчивает школу в одном из сельскохозяйственных районов, то сначала поступает в колледж в своем или ближайшем райцентре. В течение нескольких месяцев получает представление о промышленности, какие-то базовые знания об отрасли и будущей профессии. Следующий этап основной подготовки проводится в Якутске на базе одного из наших техникумов, где должно быть и общежитие удобное, и учебно-производственная база достаточная.

Далее. На последней стадии обучения студент отправляется непосредственно к работодателю, например, в Нерюнгри, Мирный или Алдан. Там он получает специальные знания и навыки, реальную возможность будущего трудоустройства. И возможно, стипендию от работодателя на время обучения.

Нельзя обучить человека в Нюрбе, затем отправить его в «Колмар» или «Полюс Алдана» и посадить за руль «Белаза» или другой современной техники. Наша задача: наладить и запустить всю цепочку процесса профессионального образования. И речь идет не только о тех, кто получает профессию, но и о действующих работниках, проходящих переподготовку, в том числе предпенсионного возраста для адаптации к востребованным специальностям.

- Какие еще формы сотрудничества с недропользователями использует правительство Якутии?

- Мы регулярно мониторим ситуацию с уплатой налогов недропользователями, что принципиально важно для нашего бюджета. Также обсуждается возможность выступления недропользователей в качестве заказчиков наших высокотехнологичных компаний. В частности, IT-парк уже делает один проект для АЛРОСА. Есть еще несколько интересных направлений. На днях я встречался с менеджерами российской группы компаний «Вист» с предложением организовать в Якутии инжиниринговый центр по отцифровке горных месторождений ‒ беспилотники создают цифровую модель, на основе которой проектируются этапы освоения месторождений.

- Освоение затем будет осуществляться беспилотной горнодобывающей техникой?

- Комбинированно. Они реализуют аналогичный проект на Кузбассе, в ряде других регионов. В республике работают в Алданском районе с «Полюсом Алдана» и «Селигдаром». Отмечу, что не вся техника при горных разработках может быть беспилотной. В Нерюнгри мне рассказывали, что ключевой момент для работы бульдозеров – отделить горную породу от того же угля. Беспилотники пока этого делать не могут, что ведет к потерям сырья и ухудшению качества продукции. Поэтому на бульдозерах это пока неэффективно, а самосвалы-беспилотники могут использоваться.

- Владимир Викторович, в январе в Нерюнгри глава республики говорил о том, что наше профессиональное образование находится на уровне 20 века. Действительно, предприниматели и недропользователи там жаловались Ил Дархану, что катастрофически не хватает не только квалифицированных рабочих для угледобычи, но и официантов, барменов, сантехников, мастеров ЖКХ и т.д. Наша система профобразования негибкая, не может отвечать требованиям времени. Как изменить эту ситуацию?

- Я общался с командами всех наших колледжей и могу утверждать, что у них поменялось мышление. Все говорят о более гибких коротких программах, позволяющих быстро выводить на рынок специалистов, в которых появилась потребность. К примеру, колледжи готовы разработать двухмесячные программы подготовки геодезистов для работы с беспилотниками по отцифровке местности. Аналогичная ситуация с подготовкой специалистов в сфере туризма. Сама программа достаточно длинная, но ее можно разбить на несколько модулей, которые можно пройти в то время, когда наименьший туристический поток.

Считаю, что эти флагманские программы послужат точкой перезагрузки всей системы. Помимо этого, мы будем делать новую информационную систему прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах. По сути, мы будем сводить баланс трудовых ресурсов: каких специалистов мы готовим предприятиям, в ком у них потребность, перспектива инвестиционных проектов с учетом вероятности их реализации.

- Долгое время в Якутии действовала республиканская программа подготовки специалистов за пределами региона. Правда, зачастую те, кто поступал на целевые места ведущих вузов страны почему-то оказывались детьми и родственниками чиновников и топ-менеджеров. Целевая подготовка сохранится?

- 26 лет в республике реализуется программа целевой подготовки специалистов с высшим образованием. Мы будем ее развивать и перезагружать. Первое: хочу добавить в нее среднее профессиональное образование за пределами республики. Второе: хочу сфокусировать программу на обеспечении потребности конкретных инвестиционных проектов, то есть привязать ее к работодателю.

К примеру, Жатайской судоверфи потребуется 700 инженеров и высококвалифицированных рабочих. У «Колмара» потребность – 3,5 тысячи сотрудников и т.д. Нужно готовить кадры конкретно под их запрос. Считаю, что мы должны поддерживать в процессе обучения и ребят, поступающих в ведущие мировые вузы, если они готовы потом продолжить работу в Якутии.

Как это должно быть на практике: не республика направляет ребят на обучение, чтобы действительно не было возможности для каких-то неправильных действий со стороны заинтересованных лиц. Сначала сами ребята поступают в ведущие вузы страны и мира на специальности, востребованные в Якутии, а затем правительство оказывает им поддержку.

Также считаю, что мы должны пересмотреть подход к целевой подготовке кадров в вузах на территории Якутии.

Не по всем специальностям нужно готовить кадры по целевому принципу. Там, где идёт подготовка по уникальным специальностям, целевая подготовка должна быть сохранена. Там, где речь идёт об общих специальностях - скорее, это мера поддержки вуза, и ее правильно оказывать в другой форме.

За годы работы программы целевой подготовки в ней сформировался ряд искажений. Например, выяснилось, что в одном из наших институтов кадры готовят за 400 тысяч рублей в год. И речь идёт не об уникальных профессиях, а о специалистах по работе с молодежью. И на это идут деньги налогоплательщиков! С такими ситуациями сейчас разбираюсь.

При этом хочу подчеркнуть, что я сторонник сохранения и развития целевой подготовки кадров. С народными депутатами, руководством вузов и предприятий подробно все разложим, обсудим и примем решение по дальнейшей конфигурации программы.

Источник: Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?