Вы здесь

В Якутии блатные чиновники и правоохранители пользовались льготами для экстренных служб - заседание суда

26 февраля 2019 в 12:38Рубрика: Задело

В уголовном деле о неприкасаемых водителях появились прокурорские авто. Конечно же, случайно

В якутском городском суде слушается так называемое дело «белого списка ГИБДД», фигурантов которого – Константина Старцева, бывшего начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД МВД по Якутии (ЦАФАП), и Александра Бочкарева, инженера-электроника этого же подразделения, следственные органы обвинили в превышении должностных полномочий.

Уголовное дело появилось еще в 2013 году. Оно неоднократно прекращалось за отсутствием состава преступления, но под нажимом общественности вновь возобновлялось. Двое судей якутского горсуда, в производство которых поступали материалы, отфутболивали уголовное дело обратно в прокуратуру на доследование, и оно также со скрипом возвращалось обратно. Сами инициаторы громкого дела – сотрудники  ФСБ – к «белому списку ГИБДД» давно утратили интерес. Один из оперуполномоченных, раскрутивший это уголовное дело, давно разменял чекистские погоны на «гражданку».

К этому некогда громкому делу давно остыло и внимание СМИ. Мы в свою очередь ожидали, что ключевым фигурантам все-таки удалось отбиться от обвинений, но, увы. Уже как шестой (!) год уголовное дело висит между судом, прокуратурой и следствием. Ни у кого не поднимается рука посадить обвиняемых, и не оправдать их. Подсудимые ходят в суд, как на работу. Без опозданий.

Во вторник, 19 февраля, судебное следствие продолжилось. На суде выяснилось, что помимо «белого списка ГИБДД», существовал еще и «черный список». В суде журналисту «ЯВ» пояснили, что это не был список «блатных». «В нем числились автомобили, находящиеся в розыске», - было сказано на судебном заседании. В этот день были заслушаны показания свидетелей – бывших сотрудников ГИБДД Якутска - Льва Рабиновича и Константина Ляжьева.

СВИДЕТЕЛИ ПУТАЮТСЯ В ПОКАЗАНИЯХ

Ранее Лев Рабинович возглавлял подразделение МРЭО – межрегиональный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД МВД Якутии. По его словам, подсудимого Старцева он знает более 20 лет, охарактеризовал его исключительно с положительной стороны, сказав, что тот пользовался большим авторитетом среди коллег. Бочкарева он охарактеризовал как грамотного специалиста, в совершенстве владеющего компьютером. Подсудимый Бочкарев, видимо, действительно светлая голова. На суде выяснилось, что он был главным по «железу» в Госавтоинспекции. По крайней мере, именно он настраивал и вводил в рабочий ритм стационарные и передвижные комплексы ГИБДД по выявлению административных правонарушителей.

По словам Рабиновича, о существовании «белого списка» он узнал из СМИ, в частности, из «Вечерки». Он также сообщил суду, что к ним в Госавтоинспекцию был направлен факсовый запрос из следственных органов о предоставлении им информации о якобы реестре неприкасаемых. В этом запросе были указаны более 200 госномеров автомобилей, среди которых Рабинович увидел госномера своей «Тойоты Лэнд Крузер» и родного сына, прокурора Ленского района.

- Это был запрос в адрес начальника Чупрова. Он зашел ко мне в кабинет, и мы решили разобраться, что произошло. Вызвали Старцева. Он в шутку выразился, что произошел компьютерный сбой. После у нас было совещание, на котором Чупров сказал о недопустимости ведения никаких списков. Какая это была программа и кто ее устанавливал – я не знаю. Как туда попали номера моей автомашины и сына – тоже не знаю. Никому я подобных поручений не давал.

Но гособвинитель словила Рабиновича на существенных противоречиях в показаниях. Так, в допросе от 2014 года свидетель утверждал, что подсудимый Старцев объяснил ему, что внес номера его автомашины и его сына в «белый список ГИБДД», пытаясь услужить, «чтобы сделать ему лучше». Но также имеется допрос Рабиновича от 19 февраля 2015 года, из которого следует: «Старцев конкретно при мне не говорил, что внес мой автомобиль в список. Возможно, что в программе произошел сбой». Так, какие показания правдивые, а какие ложные?

От этих значимых противоречий Рабиновича подсудимый Старцев начал нервничать:  

- Какой допрос правдивый?

- Ну, раз подписан мною, то подтверждаю.

- Так вы подтверждаете и те, и те показания?

- Может, я что-то забыл. Может, меня запутали. Мне бояться нечего. Моя совесть чиста.  

На суде Лев Рабинович подчеркнул, что о ни о каком «белом списке ГИБДД» он не знал, и никому не давал поручений вносить какие-либо номера автомобилей.

«ЗАГОРАЛОСЬ ЗЕЛЕНОЕ ОКОШКО, И Я НЕ ВБИВАЛ НАРУШИТЕЛЯ»

На протяжении трех часов длился допрос другого свидетеля Константина Ляжьева, работавшего в ЦАФАП ГИБДД Якутии сначала инженером-электроником, а после – старшим инспектором административного законодательства.

По его словам, подразделение ЦАФАП было создано в 2012 году. В то время вместе с Бочкаревым они устанавливали в городе «треноги» с комплексами, внутри которых размещались видеокамеры, фиксирующие нарушения скоростного режима. Эти комплексы фиксировали сам автомобиль, направление движения, с какой скоростью проезжала машина, по какой улице. Вся эта информация аккумулировалась в последующем в ноутбуке.

Свидетель пояснил, что после обновления программы Бочкарев заметил «что-то новое». Он созванивался с разработчиками программы, которые ему пояснили, что это «определенная функция для оперативных служб» - пожарных частей, МЧС, скорой помощи, МВД, которых за превышение скорости можно не привлекать к административной ответственности.

Свидетель Ляжьев:

- Эта функция была в виде сетки. Если вбить туда госномер автомашины, то при оформлении загоралось зеленое окошко. Моментально высвечивался номер автомобиля. Можно было оформить административное правонарушение, а можно было забраковать, то есть владелец автомашины не привлекался к ответственности. Бочкарев рассказал об этом мне и Старцеву, и мы решили проверить, как все это действует. Мы вбили госномер автомобиля, а после вместе с Бочкаревым проехали мимо видеокамеры, специально превысив скорость. На следующий день в программе высветилось зеленое окошко с нашим госномером, и мы могли на выбор, либо оформить нарушение, либо отбраковать.

Далее свидетель сообщил суду, что после этого «открытия» к нему неоднократно обращался Старцев с указанием вбить определенные номера автомобилей в эту программу. Подсудимый писал номера автомашин на стикерах и отдавал ему. И Ляжьев вписывал. Он также сообщил, что как-то Старцев вернулся с совещания злой, недовольный, потому как к нему обратился некий полковник Аленов с возмущением, мол, почему меня оформили? После Старцев дал ему указание вписать номер автомашины полковника в список, что тот и сделал. Ляжьев также сообщил, что таким же образом он внес в «белый список ГИБДД» нескольких своих родственников.

После этих показаний свидетеля адвокаты подсудимых завалили Ляжьева вопросами, в итоге окончательно запутав последнего: а была ли инструкция по пользованию этой программой; а у кого еще был доступ к ней; выходили ли из строя сами комплексы и как это документировалось; зачем вы внесли госномера автомобилей своих родственников, раз они добросовестные водители и т.д  

Не остался в стороне и подсудимый Старцев:

- Вы сказали, что полковник Аленов возмутился, что его автомобиль был оформлен. А вы знаете, что в отношении Аленова была проведена служебная проверка? Вы сказали, что я вам давал стикеры с номерами автомобилей. А вы знаете, что в это время у нас работала группа розыска по убийству Анастасии Сон? Вы знаете, что мы должны были им помогать в поиске автомашин?

Свидетель Ляжьев от сурового командирского тона своего бывшего начальника только терялся. Он также признался суду, когда загоралось зеленое окошко и высвечивался госномер автомашины, он его автоматически отбраковывал, не оформляя административное правонарушение.   

Вечером должен был состояться ключевой допрос - главного разработчика скандальной программы с помощью видеоконференцсвязи из Москвы. Но, увы. Свидетель-программист в суд не явился.  

Справка:

В 2013 году появилось уголовное дело «белый список ГИБДД», раскрученное республиканским ФСБ. По версии следствия, подсудимые Старцев и Бочкарев создали перечень автомобильных госномеров, за превышение скорости которых владельцы автомобилей не несли административной ответственности. В этом реестре неприкасаемых было более 200 госномеров автомашин. В их числе значились автомашины некоторых сотрудников МВД, прокуратуры, суда, правительства республики, генеральных директоров крупных компаний.

В 2014 году в отношении Старцева и Бочкарева было возбуждено первое уголовное дело. Следствие длилось несколько лет, два месяца из которых Старцев провел под стражей. В рамках уголовного дела было проведено две компьютерные экспертизы, одну из которых проводили сами чекисты. Но ни одна из экспертиз не обнаружила в изъятых компьютерах «белый список ГИБДД». Был ли причинен ущерб и кого в данном случае можно считать пострадавшей стороной – ответов на эти вопросы нет.

Источник: Екатерина ЧЕМЕЗОВА, Якутск Вечерний

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?