Вы здесь

В аэропорту Якутска «запахло керосином»: летать нельзя бояться...

27 мая 2020 в 13:08Рубрика: Акценты

В середине мая аэропорт «Якутск» презентовал новую топливозаправочную компанию, пришедшую работать в республику. Ее запуск в аэропорту отметили водяным салютом пожарных машин, опубликовали радостный пост в соцсетях. Но, кажется, за водяной завесой никто не рассмотрел, кому Якутия доверила жизни пассажиров. ТайгаПост расспросил генерального директора местной ТЗК, к каким последствиям может привести «водный праздник» в аэропорту Якутска.

Наталья Михайлова — единственная женщина в России, возглавляющая аэропортовую топливозаправочную компанию ООО «АэропортГСМсервис» - единственной ТЗК в Якутске. Когда на горизонте замаячил их конкурент в лице акционерного общества «Аэрофьюэлз», зародилась надежда, что билеты в Якутске подешевеют. При этом, естественно, безопасность полетов не пострадает. Для соблюдения второго и главного правила новая ТЗК должна соответствовать всем мировым нормативам надежности. И не специалисту ясно, что керосин в крыле, точнее, его качество является одним из главных залогов безаварийного полета.

Мы были готовы к тому, что генеральный директор Михайлова в штыки воспримет нарождающегося конкурента. Но вот какой разговор, отбросив эмоции, у нас получился.

Наталья МИХАЙЛОВА, генеральный директор ООО ТЗК «АэропортГСМсервис»:

- Это миф, что тарифы топливозаправочных компаний оказывают существенное влияние на цену авиабилетов. Мы оказываем услуги только по авиатопливообеспечению, а авиакомпании заправляем их собственным керосином или топливом «Роснефти». Наша задача — лишь довести его до требуемой кондиции и произвести безопасную заправку борта топливом, маслами и спецжидкостями.

Тариф на нашу услугу регулируется Федеральной антимонопольной службой и не повышался уже семь лет! Мы пытались добиться, чтобы тариф повышался на уровень инфляции, но регулярно получали отказ. Чтобы было понятнее: наша услуга заправки «Боинга» до Москвы составляет среднюю цену двух-трех авиабилетов, при полетах по территории республики — в среднем один билет.

За что мы берем деньги: у нас 11-километровый трубопровод с Жатайской нефтебазы, по которому керосин поступает на склад расходного ГСМ, где проходит систему очистки и тройной контроль качества. Это процесс не быстрый: топливо, к примеру, только отстояться должно от одних до двух суток. Очень технологически сложный процесс контроля качества на каждом этапе очистки. Для его обеспечения мы содержим дорогостоящую лабораторию, некоторые приборы в ней - до 1 млн рублей.

Далее керосин попадает в топливозаправщики, которые доставляют его в крыло самолета. Но и этот этап, на первый взгляд, достаточно простой, сопряжен со множеством трудностей. Мы же знаем, в каком регионе живем. А любой топливозаправщик с завода может работать при температуре до -40. Поэтому для своей спецтехники мы заказываем шланги в Канаде, многое другое, чтобы обеспечить при любой низкой температуре круглогодичную бесперебойную работу международного аэропорта «Якутск». Согласно регламенту после суток работы топливозаправщика, который буквально напичкан электроникой, ему требуется техобслуживание в боксе.

Любая экономия в этой цепочке ведет к созданию угрозы безопасности полетов и отзыву лицензии у ТЗК. Мы раз в три года получаем сертификат Росавиации, перед этим наши работники проходят курсы повышения квалификации в Москве, штат «АэропортГСМсервиса» составляет более 100 человек, 99% которых с высшим специальным образованием.

- Наталья Ивановна, верим, что хозяйство у вас большое и ответственное. Безусловно, экономить на жизнях пассажиров и экипажей недопустимо. Но давайте поговорим об «Аэрофьюэлз». Вы общались с ними?

- Штат там - несколько человек, некоторые из них были уволены из нашей компании. Я являюсь членом комитета ГСМ РФ. Репутация у «Аэрофьюэлза», мягко скажем, не из лучших — ряд крупных аэропортов, в том числе Сибири и ДФО, отказались от его услуг. Компанию неоднократно подозревали в нарушении правил безопасности полетов и контроля качества топлива.

Сейчас в Якутске у нее два бывших в эксплуатации топливозаправщика, которые возят керосин с Жатайской нефтебазы по дорогам общего пользования. Это, во-первых, не исключает какого-то стороннего воздействия на топливо. А во-вторых, не позволяет обеспечить круглосуточный режим работы аэропорта «Якутск».

Фильтруют они в модульном передвижном комплексе. Но опять же в условиях якутской зимы он не будет стабильно работать. И самое главное: «Аэрофьюэлз» не имеет в Якутске лаборатории, осуществляющей проверку качества топлива ТС-1.

- Но у нас на руках заключение Якутской транспортной прокуратуры, в котором указано, что и лаборатория у «Аэрофьюэлза» есть, и компания соответствует всем другим требованиям.

- Нет у них лаборатории в Якутске — я вам ответственно заявляю. Они предъявили сертификат от 2017 года на лабораторию, расположенную в Питере. Я вам вкратце рассказала, что такое лаборатория оценки качества авиационного топлива. Но вы бы лучше сами приехали да посмотрели. Это сложный, дорогостоящий и длительный процесс. Около 2-х лет федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» открывает свою лабораторию, но еще не открылись и не получили сертификат соотвествия, а анализы ТС-1 сдают в нашу лабораторию. «Аэрофьюэлз» появился в Якутске лишь в прошлом году, и у него нет лаборатории!

- Ну, а как же заключение прокуратуры?

- Действительно, 15 мая Якутская транспортная прокуратура сообщила, что не имеет претензий к «Аэрофьюэлз». Я сразу сказала, что этим недостоверным заключением им дали путевку в жизнь. И 17-го они заправляют первый грузовой борт «Авиастар-Ту», затем «Волга-Днепр». Я разговаривала с «Авиастаром». Там сказали, что в «Аэрофьюэлз» их заверили, что они функционируют на нашей базе, т. е. пользуются услугами нашей лаборатории. Я вам ответственно заявляю: у нас нет договора с «Аэрофьюэлз»! Это может означать только одно: керосин в крыло заправился без определения его качества. Думаю, любой может догадаться, чем это грозит...

- Наталья Ивановна, вы понимаете всю тяжесть обвинений, которые сейчас высказываете?

- Понимаю, но это факт. Когда их проверяла прокуратура, они предоставили копию сертификата лаборатории «Аэрофьюэлза», которая находится в Санкт-Петербурге. Никто из проверяющих не попросил показать саму лабораторию, ограничились документарной проверкой. Считаю, что «Аэрофьюэлз» в аэропорт Якутска позвали, чтобы совершить рейдерский захват нашей ТЗК. Объем оказываемых услуг по авиатопливообеспечению в Якутске (и это еще до пандемии началось) снизился на 65-70%. Наши мощности не загружены. Но мы должны постоянно содержать весь штат и комплекс в режиме полной готовности.

Все понимают, и президент Путин это подтвердил, что авиация является наиболее пострадавшей отраслью в РФ. И в это трудное для всей страны время в Якутске начинает работать новая ТЗК. Теперь и у нас простой увеличился, и они тоже будут сидеть без дела. Но у них, напомню, несколько человек, а у нас - сформированный десятилетиями комплекс и более сотни уникальных специалистов. Наши затраты несоизмеримо больше, как того и требуют различные правила. А они арендовали по дешевке емкость в «Саханефтегазсбыте», купили пару бывших в эксплуатации топливозаправщиков, вложились еще в какой-то минимум и будут ждать, пока мы загнемся. У них отсутствует полностью материально-техническая база, их не проверяют ни пожарные, ни Ростехнадзор, ни экология, это только для нас все проверки требования и платежи за выброс газов в атмосферу и т. д. Их топливозаправщики стоят на улице под пожарным депо. А вы помните, что им нужно почти ежедневное техобслуживание.

Разница в стоимости заправки топлива в «крыло» в "Аэрофьюэлз" на 400 рублей за тонну дешевле, чем у нас в "АэропортГСМсервис". Чтобы понятнее было: заправка «Боинга» до Москвы в зависимости от его загрузки у них обойдется тысяч на 5-6 дешевле. Согласитесь, при такой «экономии» вряд ли стоит ожидать, что авиабилеты подешевеют.

Но вот пример, как действует «Аэрофьюэлз», став монополистом: в июне 2015 года они заняли монопольное положение в аэропорту Магадана, а в августе 2016-го УФАС уличил их в завышении тарифов путем злоупотребления доминирующим положением. «Аэрофьюэлз» попытался обжаловать это решение в Арбитражном суде, но проиграл. Напомню, что наши тарифы для аэропорта Якутска не менялись семь лет!

Нам доверяют заправку своих опытных образцов ведущие мировые авиапроизводители, испытывающие новые самолеты в условиях низких температур. Мы в том числе являемся гарантом того, что аэропорт Якутска имеет международный статус. И сейчас, когда всем тяжело, сюда запускают новую ТЗК. Они не стали заходить зимой, хотя уже фактически присутствовали в Якутске, а дождались теплого времени года. К нашей зиме они не готовы - авиакомпании и пассажиры это почувствуют, если нас всё же выдавят с рынка. А первыми это почувствуют более сотни семей наших сотрудников, которые проживают в республике.

За 22 года мы в бюджет Якутии налогов около 5 млрд рублей заплатили. А «Аэрофьюэлз» даже не организовал здесь юридическое лицо, то есть так называемый филиал «Аэрофьюэлз Якутск» налоги будет платить по месту головного предприятия в Москве. Мы постоянно поддерживаем наши местные авиакомпании. А новая ТЗК в долг работать не будет, я вас уверяю: будут деньги — будет заправка, не будет — сидите на земле. Но это действительно дело уже пятое. Главное, что может быть поставлена под угрозу безопасность полетов в аэропорту «Якутск».

- С кем заключил договор «Аэрофьюэлз»?

- Они уже заправили грузовые чартеры «Авиастар-Ту» и «Волга-Днепр». По моим данным, заключили предварительный договор с АК «Якутия». На нашу авиакомпанию явно давят. Я бы посмотрела, как эти «давильщики» будут выбирать самолет, на котором полетят в Москву: чтобы мы их заправили или «Аэрофьюэлз»?

- Если вы все это видите, почему не стучите во все двери?

- Как не стучим?! Но почему-то достучаться ни до кого не можем. Я всего лишь прошу: проведите проверку «Аэрофьюэлз Якутск» не только на бумаге, но и фактического его состояния. В условиях обвала рынка никто не потянет создание нового современного топливозаправочного комплекса в таком аэропорту, как Якутск. А если нет экономики, значит, есть необоснованная экономия, которая в нашем деле почти всегда синоним угрозы безопасности полетов. Может, с вашей помощью удастся сдвинуть этот камень, пока мы все кровью не умылись.
 

ТайгаПост просит рассматривать эту публикацию как официальное заявление в надзорные инстанции о проведении полной проверки деятельности Якутского филиала ТЗК «Аэрофьюэлз».

Источник: ТайгаПост

 

Опрос недели

Примете ли вы 1 июля участие в голосовании по внесению поправок в Конституцию РФ?