Вы здесь

С прокуратурой наперевес: в Якутске продолжается мусорная война

27 февраля 2019 в 11:26Рубрика: Акценты

Мусоровозы возят воздух - регоператор

Перевозчики мусора в Якутске скрывают графики движения своих машин. Региональный оператор - компания «Якутскэкосети» - требует доступа к данным систем глобального позиционирования, установленных на каждом мусоровозе. А в ответ тишина. Об этом ТайгаПост рассказал генеральный директор регоператора Денис Тон. Кроме того, в дело вмешается прокуратура, которой предстоит разобраться, действительно ли перевозчики обложили город двойной данью.

Напомним, что 21 февраля Ассоциация перевозчиков твердых коммунальных отходов (ТКО) объявила забастовку, в результате чего в Якутске не вывозился мусор из 60% контейнеров. После совещания в мэрии «Якутскэкосети» уступил ультиматуму перевозчиков, согласился принять все их условия. В частности, не глядя оплатить выставленные счета, что почти вдвое превышали нормативные расходы. Но теперь владельцы мусоровозов угрожают новой забастовкой, которую наметили на 1 марта.

Денис ТОН, генеральный директор ООО «Якутскэкосети» рассказал ТайгаПост:

- По договору Ассоциация перевозчиков должна предоставить доступ к данным ГЛОНАСС, по которым можно проследить движение автомобилей. Однако, этого не сделано. У нас есть серьезные подозрения, что мусоровозы выполняли «левые» рейсы.

Объясню почему. Есть факты, что некоторые перевозчики заключили договоры с юридическими лицами, по которым получают от них деньги за вывоз мусора. Полагаем, что затем он, как будто мусор из жилого сектора, бесплатно поступает на полигон, а перевозчик еще и выставляет нам счета. То есть получает двойную оплату – от юридического лица и «Якутскэкосети». Имея доступ к данным ГЛОНАСС, мы могли бы видеть, где грузилась машина. Если там нет наших контейнеров, то, во-первых, за складирование мусора предприятий перевозчик должен заплатить полигону, а, во-вторых, не выставлять за него регоператору счета на оплату. Если перевозчикам нечего скрывать, то пусть предоставят данные о маршрутах.

Из-за чего произошел конфликт 21 февраля? Согласно договору до 5 числа Ассоциация перевозчиков ТКО должна выставить нам счета за предыдущий месяц. Потом у нас 15 дней на проверку. И, если есть разногласия, проводим сверку. 20 февраля мы завершили проверку выставленных счетов и выразили сомнения: почему при нормативе 35 тысяч кубометров мусора в месяц Ассоциация в январе выставила счета за 61 тысячу кубометров. Мы допускаем, что нормативы действительно занижены процентов на 20-40 и готовы обсуждать их увеличение. Но ведь не в два же раза!

Когда стали задавать вопросы, Ассоциация объявила забастовку, потребовала немедленно оплатить свои счета за январь согласно выставленным объемам. Мы вынуждены были согласиться с этим, взяли займ, чтобы город не утонул в мусоре. Но ведь это ультиматум, и так дальше строить отношения нельзя.

- В редакцию ТайгаПост обратились члены одного из ТСЖ, рассказавшие, что им дважды приходится оплачивать вывоз мусора. Вам известны такие случаи?

- Как минимум, один. Член Ассоциации перевозчиков ТКО - ООО «Новые экологические технологии» - заключил договор на вывоз мусора с ТСЖ «Тимирязева, 53». Хотя с 1 января только региональный оператор вправе заключать такие договоры с жильцами. В результате ТСЖ платит перевозчику за вывоз каждого контейнера. И мы, как региональный оператор, выставляем жильцам товарищества счета за вывоз мусора. То есть, во-первых, жильцы обложены двойной данью, а, во-вторых, перевозчик получает деньги за вывоз и от ТСЖ, и от «Якутскэкосети», что согласитесь, по меньшей мере, странно.

Мы готовим заявление в прокуратуру, чтобы она провела проверку по всем подобным фактам. Понимаем, что и к нам могут быть претензии. Но давайте вместе выстраивать систему, которой всего два месяца, а не пытаться дурить друг друга и жителей, выставляя двойные счета. Мы не будем с этим мириться. Пусть теперь разбирается прокуратура.

- При объявлении забастовки Ассоциация перевозчиков ТКО приводила в качестве аргумента, что вы – «Якутскэкосети» - задержали оплату ее услуг за январь. Наверняка будет задержка и за февраль, как минимум, потому что жильцы оплачивают коммунальные счета с опозданием.

- При заключении договора на вывоз мусора мы указывали, что может быть кассовый разрыв, вызванный несвоевременной оплатой счетов жильцами. Поначалу все с этим соглашались. А теперь пытаются спекулировать на проблеме. Уверен, что причина вовсе не в кассовом разрыве, а именно в предъявленных к оплате объемах, которые перевозчик не желает обсуждать. Ассоциация обещала до конца февраля обосновать свои январские затраты, но пока на связь не выходила.

- Денис Валентинович, вы же понимали, что, заключая договор с Ассоциацией перевозчиков ТКО, контролирующей две трети рынка, можете оказаться ее заложником, что, собственно, и случилось… Были ли у вас другие варианты организации вывоза мусора из Якутска и как планируете строить дальнейшую работу, чтобы вам каждый месяц ультиматумы не ставили?

- Что касается работы с Ассоциацией перевозчиков, то у нас выбора не было. В августе мы подали заявку в Госкомцен на расчет тарифа на переработку ТКО, а утвердили его в самый последний день, когда это было возможно – 20 декабря. Собственно, на руки тариф мы получили 24-го. Нам оставалось шесть предновогодних дней, чтобы провести аукцион на выбор перевозчиков. Понятно, что за такое время сделать это невозможно.

Перед нами встал выбор: нарушить закон и с 1 января 2019 года не запускать в Якутске работу регоператора, попав во всевозможные черные списки недобросовестных партнеров или нарушить антимонопольное законодательство, заключить прямые договоры с перевозчиками на время проведения аукционов и за каждый прямой договор получить штраф в миллион рублей.

Мы выбрали второе. Чтобы этих штрафов было не 17, а один, приняли решение заключить один договор с Ассоциацией перевозчиков. Действие этого договора заканчивается 1 марта. После Нового года мы провели аукцион по выбору перевозчиков, никто на него не заявился. Аукцион признан несостоявшимся, и теперь по закону мы имеем право заключать прямые договоры со всеми, кого считаем надежным.

- По вашему мнению, в Якутске имеется достаточное количество таких надежных, чтобы город в мусоре не утонул?

- Как я уже говорил, 40% контейнеров все же обслуживались во время забастовки 21 февраля. На вывоз мусора выезжали МУП «Жилкомсервис», ООО «Прометей», «Арктик Строй» и некоторые члены Ассоциации перевозчиков. Сейчас будем брать в аренду мусоровозы в других организациях, договариваться со всеми, кто готов работать и зарабатывать. Должна быть максимальная прозрачность. Если перевозчики каждый месяц будут выставлять к оплате двойные объемы, то очень скоро это приведет к повышению тарифа на вывоз и переработку ТКО и, как следствие, к увеличению платы жильцов. Это совершенно недопустимо.

Государство, наоборот, сейчас ищет возможности сократить тарифы на переработку мусора. Так, правительством России принято решение на уровне 2018 года «заморозить» на пять лет рост налога за негативное воздействие на окружающую среду (НВОЗ). Изначально планировалось, что НВОЗ должен расти на 15% в год, с учетом этого и рассчитывался тариф. Теперь же с 1 июля тариф для населения должен быть понижен, насколько именно сказать не могу – там очень сложная схема его формирования.

Кроме того, правительство внесло в Государственную Думу законопроект об освобождении региональных операторов от уплаты НДС (20%). Если такой закон примут, значит, тарифы будут еще понижены. Было бы, мягко скажем, странным на этом фоне в Якутске накручивать платежи, выставляя к оплате дополнительные объемы вывоза мусора без права их обсуждения.

- И, все-таки: вы сможете закрыть город без Ассоциации перевозчиков ТКО?

- Якутск в мусоре точно не утонет. Но у нас нет задачи отказаться от услуг каких-либо определенных перевозчиков. Многие члены Ассоциации недовольны тем, как она действует и готовы заключить прямые договоры с «Якутскэкосети».

Так, по договору за каждый кубометр вывезенного мусора региональный оператор без учета НДС оплачивает Ассоциации перевозчиков 254 рубля. А Ассоциация платит своим членам по 200 рублей за кубометр. Объясняется, что часть из 54 рублей тратится на аппарат Ассоциации, а остальные деньги – на компенсацию разницы между автоматизированной погрузкой мусора из контейнеров и ручным подбором крупногабаритного мусора (КГМ).

Собственно, нам все равно, как Ассоциация распределяет деньги между своими членами. Однако, вопросы все же возникают: как уже было сказано, часть наших платежей Ассоциация тратит на компенсацию ручной подборки КГМ и в то же время за этот самый КГМ еще дополнительно выставляет нам внушительные счета. Плюс в конце года Ассоциация получит возмещение НДС – порядка 60 рублей за куб.

Естественно, многим членам Ассоциации непонятно, почему большие средства аккумулируются в аппарате управления и не доходят до перевозчиков. Они обращаются к нам с просьбой заключить прямые договоры.

- Денис Валентинович, то, что сейчас происходит в Якутске, можно назвать переделом рынка. Невольно память относит  в 90-е... Вы понимаете, что, требуя отчета о проделанной работе, наступаете на чьи-то коммерческие интересы и выходите на тропу войны?

- Мы всё понимаем, но надеемся, что здравый смысл восторжествует. Все-таки, на дворе не 90-е. Если вопрос встанет о потере заработка, подчеркиваю, заработка, а не каких-то сомнительных прибылей, то уверен, многие одумаются и пересмотрят свое отношение к делу. Для начала нам нужен доступ к данным ГЛОНАСС о движении каждого мусоровоза.

По квитанциям мы видим, что некоторые машины в январе в течение часа дважды заезжали разгружаться на мусорный полигон. Хронометраж показывает, что за такое время разгрузиться, доехать до города, загрузиться новой партией мусора и вернуться на полигон физически невозможно. Напрашивается вывод: на полигон гоняли пустые машины, чтобы потом выставить счета за якобы привезенный мусор. Будет доступ к ГЛОНАСС, мы будем видеть, этот мусоровоз действительно работал или просто нарезал круги вокруг полигона.

Если перевозчикам нечего скрывать, добро пожаловать - давайте смотреть, считать, договариваться. Что произошло в феврале: нам выставили счета, мы с ними не согласились. Жильцы в таком случае идут в УК или «Энергосбыт» и разбираются, почему такие суммы.

Когда мы попытались сделать то же самое и обратились в Ассоциацию перевозчиков, нам сразу объявили забастовку, сегодня сказали, что угрожают новой. Поставьте себя на наше место: на вопрос, почему такой счет за газ, вам его просто отключают…

В феврале мы вынуждены были согласиться с предъявленными требованиями, но на языке ультиматума разговаривать больше не позволим - нельзя делать жителей города заложниками каких-то своих коммерческих интересов.

 На днях мы оплатили Ассоциации перевозчиков около 10 млн рублей – январскую сумму, которую не оспариваем, с остальным нужно разбираться. Если докажут объемы, подпишем акты, если нет, будем делать корректировку.

Еще раз говорю: город в мусоре не утонет. Допускаю, что, пока новые перевозчики изучат непривычные им маршруты, могут быть некоторые трудности при очистке мусорных контейнеров. Но это будет не очень заметно и урегулируется буквально в течение нескольких дней. Приглашаем к сотрудничеству малый и средний бизнес. Мы можем предложить стабильный заработок на многие годы вперед.

 

Так называемая «мусорная реформа», начавшаяся 1 января 2019 года, пока нам дается очень непросто. Рядовые жители почувствовали ее лишь в виде выросших сумм в ежемесячных платежках. Понятно, что, если уж приходится платить, то хотелось бы получить результат. На удивление сегодня в Якутске речь идет о том, чтобы город хотя бы не утонул в мусоре. Региональный оператор уверяет, что этого не допустит, но признает, что в дело пора вмешаться прокуратуре.

Источник: ТайгаПост

Фото: Новая газета

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?