Вы здесь

Выходец из мусульманской общины в Южной Якутии стал известным богословом арабского мира

26 августа 2019 в 14:54Рубрика: Акценты

«Нельзя, чтобы шайтаны с деньгами определяли, чему и как учить молодежь» - имам из Нерюнгри

Поводом для интервью с нерюнгринским имам-хатыбом Русланом Бачаевым стал его предшественник Дамир Нафиков, получивший поистине международное признание в исламских кругах. Однако разговор вскоре перешел в более глубокое русло. В частности, мы говорили о том, что нужно сделать, чтобы под зеленым знаменем «шайтанов»-проповедников мусульманская молодежь не стала бегать с оружием по горам.

Бывший имам-хатыб Нерюнгринской мусульманской организации вышел на международный уровень. Кандидат богословских наук Дамир Нафиков сегодня постигает науку в Исламском университете Египта, его хорошо знают во всей северной Африке.

В частности, как стало известно ТайгаПост, в последние годы Нафиков жил в Тунисе и активно работал переводчиком на различных международных исламских конференциях. Преемник Нафикова в сане нерюнгринского имам-хатыба Руслан БАЧАЕВ рассказал ТайгаПост следующее:

- Нерюнгри не смог понять Дамира, не смогли его оценить ни наши мусульмане, ни наша власть. В свое время глава района Василий Старцев оплатил обучение Дамира в Новосибирске, где преподавали арабы. Тогда он начал изучать языки и сегодня свободно владеет семью диалектами арабского. Он много ездит по миру в качестве переводчика, сам преподает, пишет книги по богословию. Сейчас главный переводчик на международных конференциях – Нафиков Дамир.

Я с ним недавно разговаривал, у него все хорошо. Дамир приезжал в Россию. Сейчас уже вернулся в Египет, где в сентябре начнется учеба. Но в данный момент он может быть в любой части мира. Его знают шейхи всего мира, постоянно приглашают.

Дамир как-то мне сказал: «Поблагодари мусульман города Нерюнгри, что не дали мне работать. Сейчас я нахожусь там, где хочу находиться, у меня очень много работы. Здесь настоящие серьезные ученые».

- Говорят, Дамир Нафиков постоянно проживает в Тунисе.

- Не совсем так, он много путешествует. После отъезда из Нерюнгри он работал проректором Исламского университета в Уфе, потом жил в Казани, откуда его жена. Он всегда ездит с семьей, в том числе в Тунис привозил семью. Рассказывал, что снял там дом 120 квадратных метров за 100 долларов в месяц. Дамир неприхотлив. Говорил, что на все в Тунисе им хватало 200 долларов в месяц.

- Руслан, рассказывают, что вы тоже собрались уезжать из Нерюнгри. Почему, если не секрет?

- Видимо, просто пришло время. Проблема в том, что наши мусульмане из Северного Кавказа очень слабые, увлеклись этим бренным миром. И стало очень много мусульман из Средней Азии. За последнюю четверть века они забыли русский язык, да и ислам не изучают. У нас в Нерюнгри большинство мусульман из Средней Азии, и они горят желанием, чтобы имамом стал свой. Говорю: «Я не против. Но вы сначала дайте ему образование, выучите его». Я два года назад получил высшее богословское образование в Казанском университете. А они хотят, чтобы просто был свой.

- Правильно вас понимаем, что, в частности, на территории Якутии традиционный российский ислам вытесняется среднеазиатскими религиозными течениями?

- Да. И эти течения очень нежелательны для нас. Взять хотя бы Хизб ут-Тахрир (запрещенная в России террористическая организация – ред.) или салафиты (противники паломничества – ред.). Если я отсюда уеду, то нет никакой гарантии, что не поставят в Нерюнгри какого-нибудь радикала.

Коран нужно читать на арабском и переводить его на русский. Община у нас многонациональная. А у выходцев из Средней Азии одна проблема: они не владеют русским языком в достаточной степени. Они не смогут донести Коран до наших мусульман. И наши мусульмане за ними не пойдут. В результате мы получим несколько непонятных религиозных околоисламских этнических общин, что просто может быть угрозой обществу.

- Руслан, уже давно нерюнгринские мусульмане не являются чем-то единым. Напомню вам, что лет шесть назад вы с Дамиром Нафиковым были фигурантами уголовного дела об избиении одного из членов общины, после чего Дамир, собственно, и уехал из Нерюнгри.

- Было дело. Были разногласия и достаточно жесткие. Но сейчас внутреннее противоречие выходит на качественно другой уровень. Мы не должны допустить, чтобы ваххабиты, салафиты - все эти шайтаны - оказывали влияние на нашу молодежь. Еще раз повторяю: эти азиатские течения очень опасны, а подаются они под видом ислама. При этом их так называемые проповедники нигде не учились и несут свое собственное видение Корана.

Чтобы потом наша молодежь не бегала с оружием по горам, нужны знания. И знания нужно получать современные, которые позволяют развиваться. На многих конференциях уже открыто говорят, что мусульмане ничего не создают. Мы не создаем новые технологии, у нас нет развития, а развиваться нужно. Всевышний нас наказывает за то, что мы не живем в ногу со временем. Мы должны знать и свою религию, и постигать современные науки.

- Получается, выходцы из Средней Азии вас выжили из Нерюнгри?

- Не то, чтобы выжили. Просто я устал со всем этим бороться. И среди этих ребят есть немало тех, кто понимает всю сложность ситуации. Они говорят: «Брат, не уезжай. Мы тебе зарплату дадим». Но я просто устал. Сейчас съезжу на родину в Чечню. За 25 лет в Якутии кое-что скопил. Куплю там маленький домик или квартиру, чтобы можно было приезжать туда с семьей. А потом или буду путешествовать, или отправлюсь в регион, где развивается ислам.

Сегодня в России настоящий ислам остался только в Башкортостане и Татарстане. На Кавказе, вы знаете, многое решает политика. Развивается ислам в Нижегородской области. Сегодня в Россию едут преподавать арабы, потому что они понимают, что нам нужна помощь. Мне 50 лет, сил еще достаточно, знания есть. И думаю, что сумею их приложить на общее благо.

Традиционные религии учат жить по заповедям Бога. Мы занимаемся воспитанием нравственности у молодежи. И неважно, о какой традиционной религии идет речь. Все мы призываем к уважению других конфессий, к уважению людей. Мы учим, чтобы не было межнациональной вражды, что мир создан для всех людей, неважно, какого они вероисповедания или цвета кожи. Бог создал людей и, значит, люди должны жить в мире.

Думаю, государству нужно озаботиться поддержкой служителей традиционных религий, дать им какие-то социальные гарантии. Сегодня служители живут только тем, что даст община. В этом есть определенная опасность. Как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. Нельзя, чтобы деньги определяли, кто будет проповедником. Уверен, что это должно быть предметом государственной политики, если мы не хотим, чтобы какие-нибудь шайтаны с деньгами определяли, чему и как учить молодежь.

Источник: ТайгаПост

На фото: Дамир Нафиков

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?