Вы здесь

Не нужен нам берег бестяхский. Василий ШИМОХИН о смене политической прописки и планах «ЖДЯ»

27 июля 2020 в 13:48Рубрика: Акценты

Генеральный директор акционерной компании «Железные дороги Якутии» неожиданно решил сменить политическую прописку. Председатель Алданского горсовета депутатов Василий Шимохин зарегистрировался кандидатом в депутаты Томмота. ТайгаПост спросил у него: к чему такие метания, и что будет с «Железными дорогами Якутии»?

Василий Шимохин — человек, хорошо известный в Якутии. 15 лет он возглавляет АК «ЖДЯ», довел поезда до Нижнего Бестяха. Многие ему верят, но немало и тех, кто критикует. Пять лет назад он стал депутатом Алданского горсовета и был избран его председателем. И вдруг неожиданный поворот: фамилия Шимохина появилась в списках кандидатов в депутаты Томмотского горсовета. ТайгаПост выяснил, зачем ему это нужно.

Василий ШИМОХИН:

- Живу я в Алдане, но работать в 1985 году начинал в Томмоте. Наверное, там и на пенсию пойду. Томмот — город, но по факту он в очень трудном положении. Крупных предприятий нет, бюджет скромный, проблем много. Надеюсь, что авторитет «ЖДЯ» сможет всколыхнуть ситуацию, что-то там поправить.

Кандидатом в депутаты Томмотского горсовета я стал после победы на праймериз «Единой России». И надеюсь, что жители меня поддержат. В любом случае мы не бросим те проекты, которые уже начали реализовывать в Томмоте. Все равно там будет новый детский сад, который «Железные дороги Якутии» будут строить по программе государственно-частного партнерства.

Там детский сад 1936 года постройки. И когда к нам в прошлом году обратились с предложением построить новый, мы, честно говоря, к этому не были готовы. Но поскольку «ЖДЯ» строит в Томмоте дома по программе переселения из аварийного жилья, решили подключиться. К 2022 году мы сдадим новый детский сад. Еще раз повторю: это не связано с тем, буду я депутатом или нет. Хотя, конечно, статус депутата позволяет более эффективно решать многие проблемы.

Еще один проект — строительство в Томмоте рыбзавода для разведения мальков, чтобы зарыбливать наши алданские реки и притоки. Это государственная программа. Мы разведением рыбы заниматься не будем. Мы просто все сбросимся на оборудование, помещение... Вопрос предварительно согласован с правительством республики.

Мощности Чернышевского рыбзавода едва хватает для зарыбливания Вилюйского водохранилища, Вилюя, сейчас пробуют на Север республики зайти. А когда очередь дойдет до наших рек, вообще неизвестно. Поэтому мы и предложили поставить новый рыбзавод в Томмоте.

- А что же Алдан, где вы живете? Там уже все проблемы решены?

- Когда мы в 2015 году шли в Алданский горсовет, перед городом стояли три главных задачи: сумасшедшее ветхое жилье, особенно в нашем бамовском микрорайоне Солнечный, убитые дороги и забуксовавшая программа модернизации котельных и теплосетей. У Бугая (Александр Бугай, мэр Алдана — прим.ред.) очереди стояли из тех, у кого дома разваливались. Сейчас программа переселения из аварийного жилья работает, перспектива тоже более-менее просматривается.

С дорогами, в общем, порядок навели. Алданцы это, безусловно, заметили. Всю жизнь мы завидовали нерюнгринским дорогам, а теперь у нас в Алдане асфальт лучше. Начали закатывать даже те улицы, на которых в жизни асфальта не было — Советскую, Пролетарскую, Кузнецова... Максимум в следующем году работы на них будут закончены.

Модернизация котельных и теплосетей завершена или подходит к завершению. Это же все взаимосвязано. В Якутске и Нерюнгри не понимают нашу проблему: жильцы бараков сплошь и рядом вваривали в свою систему отопления насосы, буквально затягивая к себе тепло из магистральных линий. Тогда концевые дома вообще замерзали. Когда мы стали сносить бараки, небольшие дома и переселять людей в новые дома, проблема начала исчезать, года через два-три ее вообще не будет.

За пять лет мы во многом решили те главные стратегические задачи, которые перед собой ставили в Алдане.

А теперь в Томмоте с сетями нужно разбираться. На улицах асфальта нет. Весь бюджет Томмота — 76 млн рублей в год. Нужны новые проекты и дополнительное финансирование — своими силами город не выкарабкается.

- Василий Владимирович, жители Алданского района нам не раз писали, что по мере развития транспортно-логистического комплекса в Нижнем Бестяхе «ЖДЯ» будет перебазироваться туда, и Шимохин потеряет интерес к Алдану и Томмоту.

- По крайней мере, пока я генеральный директор «Железных дорог Якутии» и имею влияние на эти процессы, центральный штаб компании будет в Алдане. Это середина дороги, управляемость, персонал, жилой фонд для него и другая инфраструктура. Не вижу смысла все это ломать и создавать где-то в конце трассы. В Алдане — не в Нижнем Бестяхе — мы будем строить цех по сборке локомотивов на газовой тяге, который мы презентовали в июле на 25-летии «ЖДЯ».

Нас интересует строительство дороги на Магадан, и мы все свои силы бросим на него. Железная дорога до Магадана стоит в федеральной программе развития страны на период до 2030 года — никто ее оттуда не выкидывал и такие планы не озвучивает.

Губернатор Магадана очень активно поддерживает идею строительства железной дороги. Тут даже дело не в строительстве магистрали до самого Магадана, а доведение ее до промышленного золотодобывающего района на границе Якутии и Магаданской области. Если в Алдане содержание золота 0,9 грамма на кубометр породы считается хорошим, то там даже 5 грамм на куб нерентабельно для добычи. Потому что трудно и дорого доставлять людей, технику, ГСМ, продукты. А если там будет железная дорога, логистика изменится, и мы получим промышленный бум. Пока золото растет на мировом рынке такими темпами, интерес к проекту будет оставаться высоким.

- А ваш интерес какой к строительству дороги до Магадана?

- Пропускная способность железной дороги до Нижнего Бестяха — 5 млн тонн груза в год. При самом лучшем раскладе мы сможем до Нижнего Бестяха возить по 2-2,5 млн тонн. Если дорога пойдет дальше, мы получим новые объемы и совершенно другую экономику предприятия.

Основные траты железнодорожников идут на содержание самой железной дороги и ее инфраструктуры. И тут неважно, возишь ты по ней 10 тыс. тонн грузов или миллион — требование к качеству магистрали и соответственно затраты не меняются. Доходы мы получаем от тонно-километровой работы: чем больше будет поездов, тем больше «ЖДЯ» заработает. Так что нам очень нужна дорога на Магадан, нам нужны объемы перевозок.

- Когда железная дорога дошла до Нижнего Бестяха, в том же Томмоте многие автоперевозчики без работы остались. Если магистраль уйдет на Магадан, какие еще риски для Алданского района могут быть?

- Для Алдана и Томмота ничего не изменится. Да, железная дорога до Бестяха выбила объемы у автоперевозчиков, они перешли в другие районы. Это был объективный процесс. Меня ругали, что я подрываю бизнес автоперевозчиков, но никуда от этого не деться, конкурировать грузовикам с железной дорогой сложно.

В Томмоте нужно развивать местное производство - добыча золота и лесопереработка. По золоту все понятно: рабочие места, налоги... Нужно учиться зарабатывать и на лесе. Есть противники лесозаготовок. Они говорят, что тайга долго восстанавливается, ее нельзя трогать. Но ведь горит куда больше, чем рубят. А там, где есть просеки, горит меньше, потому что по ним быстро можно подвезти технику и людей для тушения пожаров.

- В алданской тайге мало деловой древесины. Как использовать вырубленный лес?

- Варианты есть. Япония и Южная Корея охотно покупают прессованные опилки для своих электростанций. Мы вполне можем производить подобное топливо. Экспортный спрос на него велик. Это одно из направлений, но есть и другие с более глубокой переработкой древесины.

- Давайте вернемся к вашей депутатской деятельности. Нам рассказывали, что вы нечасто принимали участие в работе сессий Алданского горсовета...

- Это точно. Когда меня избирали председателем горсовета, я сразу сказал, что у меня жесткий график командировок и в целом катастрофическая нехватка времени. Мой заместитель Гамурзаков много лет сам возглавлял горсовет и великолепно вел всю работу. Когда же на сессию выносились наиболее важные вопросы, связанные с распределением бюджета, повышением коммунальных тарифов, я всегда участвовал. Да и куда больше моей депутатской работы было между сессиями, в том числе в правительстве Якутии.

- Если вас изберут депутатом Томмотского горсовета, будете пытаться стать его председателем?

- Конечно. Не скрываю этого. Когда ведешь переговоры в том же правительстве от имени городского Совета, а не как гражданин Шимохин, совершенно другой вес твоего слова. Так что я буду, если изберут, предлагать свою кандидатуру на должность председателя.

- Василий Владимирович, 24 июля акционерная компания «ЖДЯ» громко и звонко отметила свое 25-летие. Лично вас немало критиковали в соцсетях за размах события в условиях пандемии. Прежде вы никак не реагировали на эти выпады. Готовы сейчас ответить на вопросы читателей ТайгаПост?

- Готов, только думаю сделать это несколько позже, когда страсти улягутся. Когда закончится пандемия, с большим удовольствием расскажем, как компания отпраздновала свой юбилей.

 

На этом мы сегодня прервемся. Позже вы узнаете, как в Алдане прошел «юбилей строгого режима», кто из ветеранов «ЖДЯ» уехал с него на новом автомобиле, почему Олег Газманов был дублером, и как Стас Михайлов с Василием Шимохиным анализы на коронавирус сдавали. Следите за публикациями ТайгаПост.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?