Вы здесь

«Наши дети тоже хотят ездить на моря, и не только на море Лаптевых» - Аркадий Клепечин

20 февраля 2020 в 13:02Рубрика: Акценты

Однажды увидев вертолет, он навсегда заболел небом. Для мальчишек из маленького эвенского села на берегу Колымы это была дорога в другой мир, на которую, окончив школу, встал Аркадий Клепечин. Дорога эта привела его в авиационное училище, откуда молодой авиатехник, не задумываясь, вернулся домой в Арктику. «Да у меня и мыслей не было искать работу в другом месте», - рассказывает Аркадий Клепечин. А журналисты продолжали наседать:

- Но ведь после окончания Иркутского авиационного училища для вас всё небо было открыто. Почему поехали работать в Арктику, а не куда-нибудь потеплее?

- Не знаю. Ни одной минуты в училище не сомневался, что вернусь в Якутию. Арктика — мой дом, а из дома надолго уходить нельзя.

Аркадий Клепечин родился в колымском селе Андрюшкино. В советские времена сюда часто прилетали вертолеты и даже самолеты-амфибии. Но именно винтокрылые машины завораживали эвенского мальчишку. Мало кто верил, что после школы он сможет стать летчиком. Отец Аркадия — известный в Арктике деятель искусств, мама всю жизнь проработала фельдшером, бабушки и дедушки — оленеводы и рыбаки. А он взял да поступил в Иркутское авиационное училище, которое успешно окончил в 1998 году. По стопам старшего брата пошел и младший Анатолий, который сегодня работает пилотом вертолета авиакомпании “Utair” в ямальской Арктике.

После училища Аркадий Клепечин устроился авиатехником в Арктическое авиапредприятие поселка Черский, готовил вертолеты к полетам. В 2002 году в Санкт-Петербургском испытательном центре переучился на борт-механика. Свою летную карьеру Аркадий начал в Батагайском филиале авиакомпании «Полярные авиалинии». Потом было 14 лет в небе Арктики. Его экипаж возил грузы и пассажиров по всему якутскому Заполярью, где вертолет — обычно единственный надежный транспорт. Он же спасатель, скорая помощь. Порою воздушные дороги приводили Аркадия в родное Андрюшкино, где земляки с гордостью смотрели на него.

- Аркадий, вы приняли решение баллотироваться от Арктического округа (Усть-Янский, Абыйский, Аллаиховский, Нижнеколымский районы) в Государственное собрание Якутии (Ил Тумэн). Чего вы хотите добиться?

- Как правило, депутатами от арктических районов становятся жители Якутска. Они приезжают к нам в Арктику перед выборами, а потом рассказывают, что больше приехать к избирателям не могут, потому что дорого. Парадокс в том, что они даже не понимают, насколько точно определили главную проблему жителей Арктики: оторванность от остального мира. Для меня Арктика — это моя жизнь, где вырос сам, родились мои дети. Я знаю, что нужно здесь людям. И точно лучше, чем те, кто бывает в Арктике наездами перед выборами.

К примеру, вроде бы Колыма одна, но есть верхняя, средняя, нижняя. Везде свой менталитет, условия жизни. Это нужно учитывать при работе депутата. Но, конечно, есть и общие проблемы, которые нужно решать.

- Неужто дорогивизна билетов — главная проблема жителей Арктики?

- Вопрос про авиатарифы — один из главных, что люди мне задают при встречах. Билет Черский — Якутск стоит 35 тысяч рублей, в оба конца 70 тысяч! Субсидированных для молодежи и пенсионеров сейчас уже нет — их продают по пять на один рейс, их сразу расхватывают. При таких ценах, понятно, большинство жителей Арктики там заперты. Я уже не говорю про отдых - элементарно в больницу приехать не могут. А ведь условия в Арктике очень тяжелые, далеко не каждый может побаловать детей фруктами, даже лекарства купить проблема — цены заоблачные.

- Десятилетия говорят про то, что цены на билеты в Арктику очень высокие. Что с этим можно сделать?

- Буду добиваться, чтобы всем, кто живет в Арктике, два раза в год продавали билеты до Якутска и обратно с 50-процентной скидкой. Хватит нам рассказывать про то, какую важную роль для страны там выполняют люди. Пора переходить к конкретным делам. Нужно решить проблему транспортной доступности для Арктики — это первоочередная задача.

- Скидки на билеты, конечно, хорошо. Но кто компенсирует авиакомпаниям разницу?

- Я сам авиатор и прекрасно понимаю, что авиакомпании не могут работать в убыток. Считаю, что республика должна взять на себя субсидии для авиакомпаний. Тогда, наверное, начнут более внимательнее смотреть, из чего складываются тарифы. Отдельные депутаты Ил Тумэна как-то интересовались ценообразованием авиакомпаний. Но, получив информацию, на этом и успокоились.

Недавно разговаривал с начальником аэропорта Белой Горы. Он рассказывал, что в Хабаровском крае на таком же расстоянии, как от Белой Горы до Якутска, билет стоит 2 300 рублей! У нас стоит 31 тысячу! Никаким здравым смыслом объяснить такую разницу невозможно. Просто в цену билетов у нас засунули всё, что можно и что нельзя.

Кроме того, нужно работать с федералами. «Аэропорты Севера» - федеральное казенное предприятие. Если они казенные, значит, по закону не должны зарабатывать, а получать деньги из бюджета по нормативу. У нас же ФКП «Аэропорты Севера» берут с авиакомпаний сумасшедшие аэропортовые сборы. Убрав их из стоимости авиабилетов, мы примерно на треть сразу снизим тариф. Плюс, как говорил, навести порядок в других расходах, и тогда республиканская субсидия на полеты жителей Арктики сильно сократится.

Поверьте, низкие авиатарифы не приведут к оттоку населения из Заполярья. Те, кто там живут, любят свой край. Но нельзя делать людей вынужденными затворниками. Наши дети тоже хотят ездить на моря, и не только на море Лаптевых... Уверен, что снижение цен на авиабилеты, наоборот, привлечет людей в Арктику, что поможет в реализации важнейших государственных программ.

- Аркадий, какие еще проблемы стоят перед жителями Арктики?

- Их целый клубок: низкий уровень зарплат при высоких ценах, что в целом делает низким качество жизни. Ветхое и аварийное жилье, которое давно нуждается в замене. Все это требует, конечно, серьезных бюджетных вливаний. Вроде бы сейчас страна поворачивается к Арктике лицом, но нельзя пускать процесс на самотек, нужен жесткий, в том числе депутатский контроль.

Но есть и такие трудности, которые, на мой взгляд, можно решить без больших затрат. Сегодня я вернулся из Абыйского района и там еще раз убедился, что люди находятся в информационной блокаде. Интересуются многим из того, что в Центральной Якутии все хорошо знают. Мы не должны ориентироваться на один WhatsApp, которому, как мы знаем, далеко не всегда можно верить. А в Арктике глушь не только природная, но и информационная. Даже ватсапы ходят порою с опозданием на сутки...
 

В свои 45 Аркадий Клепечин полон сил и энергии. Занимается активной общественной жизнью, растит двоих сыновей. Верит, что суровая Арктика может быть более доброжелательной к своим людям. Они закаленные во всех смыслах, привыкли к повседневным трудностям, которые зачастую даже не замечают. Но разве можно этим пользоваться? Клепечин уверен, что страна должна помочь Арктике, раз говорит, что Арктика нам нужна.

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?