Вы здесь

Морские котята из Якутска. Камчатка от Копья Кутха до острова Старичков

22 октября 2020 в 20:34Рубрика: Жизнь +

После первого весьма насыщенного дня, вместившего в себя перелет на Камчатку, размещение в Петропавловске и шестичасовую автомобильную экскурсию по его окрестностям (читай Здесь начинается Россия. ТайгаПост о Камчатке с любовью), утром с трудом продрали глаза. Когда у них 8, у нас в Якутии еще 5. Но спать на Камчатке — преступление, тем более, когда тебя ждут океанские просторы.

Честно говоря, немного переживали, что после тех красот, что нам подарил наш водитель и гид Евгений, впечатления притупятся — ведь больших красот нам вряд ли покажут. Забегая вперед, скажем, что обманулись в своих опасениях, чему, конечно же, были искренне рады.

Максим, сосватавший нас в одной из туристических WhatsApp-групп на яхту «Блюз», подхватил нас у дома и отвез на пирс ЖБФ — район Петропавловска-Камчатского «Железно-баночная фабрика. В ее продукцию закупоривают дары камчатских рек и океана. Банки как банки, а содержимое - выше всяких похвал.

У пирса нас встретил Михаил. Ему лет 60 и, как вскоре оказалось, настоящая кладезь историй про морские переходы. В Якутске пандемия нас отучила здороваться за руку, а на Камчатке все проще — там по-прежнему мужчины приветствуют друг друга по старинке. Михаил помог нам взойти на яхту, отдали концы, запустили двигатель и пошли по Авачинскому заливу.

Примерный маршрут экскурсии нам был известен: бухта Тихая, скалы Три брата, остров Старичков, Копье Кутха, гроты и уха. Семичасовой морской поход обошелся нам в 2 800 рублей с человека, то есть за двоих мы заплатили 5600, при том, что аналогичные экскурсии нам предлагали и по 6500 с носа. По словам Михаила, то, может быть, яхта была на несколько метров длиннее и чуть комфортабельнее. Но вряд ли размер в этом случае имеет значение, тем более, что под занавес сезона мы были единственными пассажирами Михаила, что никак не отразилось на качестве нашей экскурсии.

Яхта «Блюз» в 9 метров длиной включала в себя две каюты с камбузом и гальюном. Для сухопутных поясняем: с кухонной плитой и унитазом. Впрочем, спускались в каюту мы лишь однажды, когда Михаил позвал нас на уху. Все остальное время провели на палубе, поутру поеживаясь от свежего океанского бриза. К обеду вовсе распогодилось, и наши улыбки стали еще шире, подогреваемые горячим кофе нашего гостеприимного хозяина.

Михаил — не коренной житель Камчатки, приехал сюда в весьма зрелом возрасте. Завербовался в море, месяцами пропадал в разных земных полушариях в составе команды научно-исследовательского судна. На пенсии попытался осесть на суше, купил грузовичок со стрелой, который здесь, как и у нас, называют «воровайкой». Грузил, возил, а потом продал и купил яхту.

Для интересующихся сообщим: оказывается, яхта — это вообще недорого. Подходящая по цене и габаритам суденышко Михаил нашел в Японии. 1984 года выпуска, не битое, не крашеное, оно служило отдыхом выходного дня для японской семьи, неторопливо бороздя одно из внутренних озер в Нагахаме. На трале перегнал яхту к морю. А тут уже случилась зима нового 2020 года. Вытирая пот со лба, вспомнил про холодные северные воды и решил дождаться весны. Зимовать в Японии дорого, и Михаил отправился на Филиппины, встав борт в борт с парой десятков таких же российских яхтсменов.

А когда уже собирался в обратную дорогу, напала пандемия: самолеты застыли на земле, и никто на помощь с Камчатки прилететь не смог. Сбережения таяли. Михаил поднял якорь и в одиночку взял курс на Авачинский залив. 65 дней океан швырял по волнам 9-метровую яхту, из них лишь однажды она пристала к японским берегам для пополнения запасов воды и топлива. Из навигационного оборудования - компас и GPS, компания — киты, кашалоты, касатки да дельфины. Ловил рыбу, ветер. С большой землей связи не было.

- Михаил, от одиночества не завыли? Не плакали при виде каждого встречного корабля?

- Выть некогда было, почти весь путь шел под парусами. А здесь особо не расслабишься. Что касается встречных кораблей, то это главная угроза для маленькой яхты. Я для них щепка в море, и сам их в тумане и сумерках могу вовремя не заметить. Так что гораздо спокойнее вдали от морских путей.

А теперь внимание! Сама яхта обошлась Михаилу тысяч в 500 рублей. Вся восьмимесячная Одиссея ее доставки в Петропавловск-Камчатский, покупка запчастей и растаможка — еще 700 тысяч. Итого: 1 млн 200 тыс рублей за вполне добротное судно с недавно «откапиталенным» двигателем. За 65 дней перегона «Блюз» сжег 140 литров соляры, остальное — шел под парусами. Мощность его двигателя составляет 6,5 лошадиных сил, расход топлива, как у газонокосилки, 1,5 литра в час.

Этого достаточно, чтобы разогнать яхту до 5 узлов — чуть более 9 км/час. Под парусами с заглушенным двигателем мы шли на ней и 7 узлов — 13 км/час. А, как рассказывает Михаил, рекорды скорости «Блюз» ставил и вовсе без тяги, когда шторм гнал неуправляемое суденышко под 22 узла (порядка 40 км/час). Да простит нас читатель за такие подробности, но это была наша первая яхта в жизни да еще под управлением настоящего морского волка. Надеемся, вам было не менее интересно познакомиться с ней.

Айталина: Едва отошли от пирса, наш заботливый Михаил предложил кофе. Съежившись на утреннем ветру, спорить не стали. Я сидела возле штурвала, и хозяин яхты попросил его сменить: «Попробуйте, как она ходит». Я слегка повернула штурвал, яхта послушно изменила курс, обратное движение — и она, как велосипед, немедленно последовала моему приказу. Сразу почувствовав себя «бывалым» моряком, расправила плечи, повернув лицо навстречу соленым ветрам. «Выберите точку по горизонту и держитесь ее», - советует Михаил, скрываясь в каюте. Принимая на дальние скалы, уверенно веду судно по Аваче.

Вернувшись с кофе, Михаил не стал отбирать у меня штурвал, лишь иногда подсказывая, куда нужно держать курс. В общем, в этот день часа два-три сама управляла судном, испытав настоящий восторг и вброс адреналина. Когда ветер подул в спину, подняли паруса. Но до первого знакового места нашего путешествия — Копья Кутхи — мы дошли на моторе.

Кутх — воплощение духа Ворона в верованиях коренных жителей Камчатки, Чукотки и Аляски. По легенде ворон Кутх сотворил землю, населил ее животными, растениями, создал человека, выпустил на небо солнце, луну и звезды. Аборигены Камчатки уверены, что являются детьми Кутха.

В легендах ительменов, чукчей и коряков мы не нашли упоминания о копье Кутха. Но лучшего названия для этой остроконечной скалы, вздымающейся из океанских глубин, конечно же, не придумать. Неудивительно, что она стала сакральным местом. Михаил рассказал, что принято бросать монеты в Копье Кутха, загадывая при этом желания. На каждую душу полагается три, и хотя бы одно из них обязательно сбудется. Правда, нужно иметь не только желание, но и твердую руку, чтобы попасть монетами в копье Кутха. капитан так близко провел от него яхту, что нам это труда не составило. Теперь ждем, когда дух Камчатки компенсирует наши траты...

Сергей: Вскоре за Копьем Кутха мы зашли в бухту Тихая. С двух сторон она обрамлена высокими скалами и вполне оправдывает свое название. Здесь нужно сказать, что на Камчатке многие названия произносятся не так, как привычно читаются. Бухту Тихую моряки называют с ударением на второй слог — ТихАя. Остров Старичков, к которому нам еще предстояло держать курс, на самом деле, СтАричков. Это уже не дань морскому сленгу, а спасибо краснокнижным птичкам — стАрикам, основавшим на нем свою колонию. К слову, остров Старичков является памятником природы регионального значения. Есть еще на Камчатке село Парень, то есть ПарЕнь, но что за языковые выверты здесь, мы так и не поняли.

На подходе к бухте Тихой Михаил, периодически оставляя Айталину наедине со штурвалом, успел приготовить уху из свежей красной рыбы. Стоит ли говорить, какой вкус она имела на борту яхты, слегка покачивающейся между скал. А потом, сытые и счастливые, мы спустились на борт надувной резиновой лодки. Михаил завел двигатель, и мы направились к сквозному гроту. Прошли через него, вернулись уже к известному нам Копью Кутха. Теперь не просто кидали в него монеты, а смогли подержаться за холодные острые грани, что, по словам Михаила, усиливает доброе влияние этого шаман-камня, как еще называют его местные.

Айталина: Отплытие из бухты Тихой Михаил ознаменовал оглушительным звуком дудки, привезенной им из Филиппин.

Пошли на Три брата — один из главных открыточных символов Камчатки. Обогнули остров Старичков. Особый интерес вызвал остров Бабушкин Камень. Свое название он получил за скошенное плато, издали напоминающее косынку бабушки. Видимо, очень издали. Поскольку проходя вблизи острова, не могли отделаться от мысли, что из воды пустыми глазницами-гротами на нас смотрит нечто инопланетное.

Подходить близко к берегам нельзя из-за обилия камней и рифов. Вода и в июле в Авачинском заливе не располагает к купанию, а в октябре в ней и вовсе руки стынут. Так что мы были очень благодарны нашему капитану, что он не рисковал.

Когда легли на обратный курс, поднялся хороший ветер, позволивший Михаилу поставить паруса. И тут я поняла, что рано ощутила себя «морским волком», скорее, мы морские котята...

Сергей: Стаксель, румпель, галс... Вроде бы знакомые со времен жюльверновских книг слова в реальной обстановке вгоняют в ступор. «Что, что?..», - постоянно переспрашиваем у Михаила. В очередной раз, передав штурвал Айталине, он пошел ставить паруса. Айта в школе была послушной девочкой и хорошо запомнила, где право, где лево. Поэтому, когда Михаил стал ставить тот самый стаксель — второй парус на борту «Блюза» - он объяснил, что нужно держаться по ветру. А ветер, будь он не ладен, то и дело менял направление. «Направо, направо!», - командует Михаил, натягивая канаты. И Айталина повернула руль вправо. Яхта резко приняла крен на левый борт. «Направо!», - командует Михаил, Айталина еще берет руль на себя, и яхта лишь круче ложится на воду...

Айталина: Я держалась за штурвал, а расслабленный Сергей вдруг «поехал» к противоположному борту... Позже, уже со смехом рассказывая об этом, Сергей услышал от друга: «Может, Айта тебя застраховала, просто не сказала тебе об этом...». Подбежавший Михаил вывернул руль, и яхта приняла вертикальное положение. Капитан снова взялся за стаксель, судно опять приняло крен, и я столь же послушно выполнила команду «направо», лишь усугубляя ситуацию. Меня же в школе учили, что направо — это направо. А здесь поворот руля направо разворачивает яхту влево. Так что несколько адреналиновых моментов в этот час мы пережили.

Михаил успокаивал, что крен рабочий, и нам ничего не грозит. Рассказывал, как в океанских штормах даже мачтой по волнам било, но всегда «Блюз» выходил победителем. Так что на этом даже не метровом волнении нам вообще ничего не грозит. Верили и, стиснув зубы, вглядывались в дальние скалы, за которыми, надеялись, скрывается пирс. Подходя к ним, я уже вполне уверенно управляла парусным судном, лишь иногда подправляемая капитаном. Остается напомнить, что семь часов на яхте нам обошлись в 2,8 тысяч рублей с человека. Воспоминания на всю жизнь не только от безумных красот и рассказов Михаила, но и от ощущения удивительной свободы, не ограниченной никакими условностями и берегами. Девять метров счастья — это яхта «Блюз».

Кто рискнет пройти по нашим стопам, позвоните Михаилу: +7 961 962 94 30. Как нам рассказывали, лучший сезон на Камчатке — с середины августа до второй половины сентября. Даже в самые летние месяцы здесь нужно иметь достаточно теплые вещи, поскольку океан и горы, поражающие своим многообразием, редко позволяют нежиться на солнце. Мы убедились, что отдых на Камчатке есть на любой кошелек. Хотя, конечно, хорошо, если этот кошелек потолще.

Вступив на пирс, у нас уже язык не поворачивался назвать наш морской поход экскурсией. Для истинно сухопутных это было нечто большее. Почему-то вдруг захотелось идти по твердой земле вразвалочку, будто вернувшись с многодневного плавания. Грели слова Михаила, брошенные нам вслед: «Вы хорошая команда!». И очень захотелось яхту... надеемся, зимой пройдет...

Продолжение следует...

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Айталина НИКИФОРОВА, ТайгаПост

Владимир Солодов о Якутии, Камчатке и глубоко личном - эксклюзив ТайгаПост

Здесь начинается Россия. ТайгаПост о Камчатке с любовью

 

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?