Вы здесь

Этот «неправильный» гимн Якутии. Как все начиналось

28 мая 2019 в 10:42Рубрика: Жизнь +

Музыканты в армейских мундирах внимательно слушали приехавшую из Якутска молодую женщину, которая учила их играть гимн и рассказывала о бескрайних просторах и национальных традициях народа. Так в Москве проходила оркестровая запись одного из главных государственных символов республики. 15 июля исполняется 15 лет новой редакции нашего гимна.

О том, как это было, рассказывает участник событий, главный специалист Министерства культуры и духовного развития Якутии Татьяна ПАВЛОВА-БОРИСОВА:

- Нынешняя редакция гимна согласовывалась очень долго. Заседало множество комиссий, которые в итоге утвердили стихи Саввы Тарасова и Михаила Тимофеева, русский перевод Владимира Федорова и музыку Кирилла Герасимова. Потом нужно было записать гимн. Хоровое звучание записывали в Якутске: просто очень дорого было везти хор в Москву. По приглашению из столицы страны к нам приехала звукозаписывающая фирма и выполнила эту работу. В то время наш оркестр был не до конца укомплектован, и музыку записать мы не смогли.

Тогда заключили договор с оркестром Министерства обороны Российской Федерации. Этот оркестр уполномочен исполнять все гимны в стране, кому попало эту работу доверить нельзя. Руководил им известный музыкант Валерий Халилов, дирижировавший всеми военными парадами на Красной площади на протяжении 15 лет. Великолепный музыкант, мощный, харизматичный, энергичный, с другой стороны, очень тонкий. Он в безвременье 1990-х-2000-х развил жанр духового марша, делал это на очень высоком уровне. В 2016 году его назначили художественным руководителем и дирижером прославленного ансамбля имени Александрова, и 25 декабря того же года он в числе многих других погиб, разбившись на самолете, направлявшемся в Сирию.

Нам не понравились варианты, которые прислал оркестр Министерства обороны. У музыки каждого народа есть свои особенности. Композитор Кирилл Герасимов написал музыку с учетом своего понимания якутского многоголосья, нашего национального стиля музыки. А московские аранжировщики с ним не согласились, хотели переписать музыку по классическим канонам гимнов. Тогда в 2005 году мы с Герасимовым отправились в Москву, чтобы гимн все же прозвучал в авторской редакции.

- Чем московским музыкантам не приглянулась версия якутского композитора?

- Не хотелось бы влезать в термины классической гармонии. Скажу лишь, что якутская музыка самобытная и архаичная,   Герасимов старался это передать. Я буквально вставала за трибуну перед оркестрантами и объясняла: «Нет, вы неправильно играете!». Представляю их реакцию: сидят знаменитые музыканты, военные, ведут главные парады страны, а приехала какая-то девушка из Минкульта Якутии и учит их играть…

А я рассказывала про Якутию, про якутскую музыку, отвечала на вопросы, декламировала гимн, пытаясь задать размер. Я хотела, чтобы они прониклись образами, прочувствовали темп. Там было много специфических моментов. Если бы я не была музыкантом, то не смогла бы их донести. Пока нас в Москве не было, наш гимн был просто нотами, которые они играли, как привыкли. Нужно было заглянуть музыкантам в глаза. Мы понимали меру ответственности – ведь должна была состояться эталонная запись гимна, которая потом разойдется по всей республике и станет её главным музыкальным символом.

- В итоге кто победил?

- Оркестранты долго с нами не соглашались, настаивали на канонической версии исполнения гимна. Тогда мы обратились к самому Валерию Халилову. Он с большой симпатией и уважением относился к самобытности национальной музыки и сказал, чтобы учли наше мнение, потому что нельзя всех подводить под одну гребенку.  Было записано много дублей, которые мы потом прослушивали вместе со звукорежиссерами и монтировали конечный вариант, порою буквально собирая его по отдельным фрагментам и нотам.

- Татьяна Владимировна, правильно понимаю, что действующий гимн Якутии нарушает основные законы жанра?

- Гимн является музыкально-поэтическим символом народа. Он должен вдохновлять, у него должна быть своя энергетика. Есть такая наука в музыке – гармония. Есть в ней свои законы и правила, выработанные многими поколениями композиторов. С точки зрения классической гармонии наш гимн является неправильным, но он отражает якутскую самобытность, песенную традицию народа. С академических позиций наш кылыhах (горловое пение, клокание) является неправильным звучанием. А с позиции традиционной якутской культуры это национально маркированное пение.

- То есть, если бы в 2005-м вы с Герасимовым свою позицию не отстояли, мы бы сейчас под какой-нибудь типичный марш вставали?

- Характер гимнов во многом обусловлен особенностью звучания духовых инструментов. Конечно, они играли, как привыкли. Мы хотели сохранить самобытность музыки. И мне кажется, что этот опыт был интересен и музыкантам Министерства обороны, хотя поначалу они приняли его в штыки.

Кстати, там был интересный момент. После очередного выступления с трибуны ко мне подошел один из участников оркестра. Это был Жора Пойдютов, которому я раньше преподавала в Высшей школе музыки республики. Он очень обрадовался, увидев меня.

- Татьяна Владимировна, вы также являетесь председателем Якутского филиала Всероссийского хорового общества. Слышал, что планируют собрать общереспубликанский хор по принципу Общероссийского, который на знаковых мероприятиях поет под руководством Валерия Гергиева.

- В советские времена Всесоюзное хоровое общество было очень мощной структурой. В 90-е годы оно распалось и возродилось как Всероссийское лишь в 2013 году, руководит им Валерий Гергиев. Во многом ВХО существует на добровольных началах, с финансированием проблемы. Мне предложили возглавить Якутский филиал, я согласилась. Сама поражаюсь, насколько в наших людях крепко желание петь. Всем хочется стать участником каких-то культурных событий. И в этом смысле хор – самое доступное средство, позволяющее практически любому человеку встать плечом к плечу с другими, петь, выражать своё творческое начало.

С 2014 года ежегодно в республике мы проводим региональные этапы Всероссийского хорового фестиваля, победители которого отправляются на Дальневосточный окружной этап. Последние три года мы неизменно становимся дипломантами и победителями этапов в Хабаровске. У нас сильные Наяхинский хор (Усть-Алданский район), Майинский, хор Детской школы искусств №1 Якутска, Мирнинский, Айхальский, конечно же, нерюнгринская «Соловушка», являющаяся уже коллективом мирового уровня.

Есть региональная группа детского хора России, который в год проводит два-три крупных мероприятия. На них постоянно вызывают пять-десять наших детей. У нас возникла идея организовать по такому же принципу Республиканский детский хор, чтобы дети со всей Якутии участвовали в этом большом проекте. В Якутске есть свой сводный детский хор. Кстати, днем 24 мая - в День славянской письменности - он уже традиционно выступит на площади Дружбы народов перед оперным театром. С прошлого года к проекту активно подключилась и Государственная филармония республики, хор и оркестр филармонии.

Чтобы петь, нужен материал. К сожалению, с советских времен практически не выпускались ноты якутской музыки. Сейчас постепенно это положение исправляем, планируется открытие сайтов якутской музыки - работы громадье.

Все в этой жизни подчинено законам гармонии. Гармония – это основной закон музыки. Кто чувствует музыку, тот успевает жить насыщенно и полнокровно. Может быть, это звучит высокопарно, но я так живу и знаю множество примеров, подтверждающих эту истину.

- Сейчас больше гармонии, чем в предыдущие десятилетия?

- Больше. В 90-е из-за неразберихи было ощущение какой-то разлаженности. В основе музыки лежит ритм – ритм шагов, биение сердца, приливов и отливов, восходов и закатов, сменяемость фаз лунных циклов… В 90-е была аритмия. В сытые нулевые - какая-то успокоенность. Сейчас мы активнее, ритмичнее, гармоничнее. Все мы должны быть вместе, все связаны, соподчинены… Если бы все наши руководители играли в музыкальных оркестрах, если мы бы все пели в хоре, мы бы были одной командой.

- Не получится как в басне «Как друзья вы не садитесь, в музыканты не годитесь»?

- Это великая государственная задача научить детей петь и играть на музыкальных инструментах. Это учит людей быть в команде. Но целые поколения выросли, у которых в школе не было хоров. Мы все рассинхронизированны. Детей нужно учить танцам, пению, музыке, чувству ритма. Была идея предложить руководителям Домов Правительства Якутии непросто вставать во время гимна, а и петь его.

- Почему идея не прижилась?

- Не то, чтобы не прижилась, просто ею нужно заниматься.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Cправка «ЯВ»:

Татьяна Владимировна Павлова-Борисова – выпускница Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, музыковед, музыкальный критик, кандидат искусствоведения, отличник культуры РС (Я), заслуженный деятель искусств РС (Я), член Союзов композиторов, писателей, журналистов и театральных деятелей, председатель Якутского филиала Всероссийского хорового общества, заместитель председателя Союза композиторов РС (Я).

Автор свыше 300 трудов, в том числе более 20 книг о музыкальном и театральном искусстве Якутии, а также составитель и музыкальный редактор более 20 CD-дисков ведущих якутских оперных певцов и исполнителей. Является главным редактором первого республиканского журнала о музыкальном искусстве «Якутия музыкальная» и руководителем авторского проекта Государственной филармонии РС (Я) «Музыкальная гостиная».

 

Опрос недели

Согласны ли вы с тем, чтобы в верховьях Лены построили целлюлозно-бумажный комбинат?