Вы здесь

Арестованный Евгений Бало: "От меня требуют показания на министра транспорта Якутии"

27 июля 2018 в 10:47Рубрика: Акценты

Председатель коллегии адвокатов Республики Саха (Якутия) Александр Бобров, по его собственному признанию, сегодня много дел не ведет. Однако от предложения встать на защиту директора ООО «Ленатурфлот» Евгения Бало отказываться не стал. Бобров сам в прошлом речник, и философия происходящего ему понятна. К тому же, адвокат уверен, что его подзащитный полностью невиновен. А уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере очень похоже на заказное.

Директора «Ленатурфлота» Евгения Бало взяли 6 июля. Это была вторая за пару дней крупная операция транспортной полиции – накануне правоохранителями по подозрению в получении взятки был задержан директор аэропорта «Якутск» Николай Местников. Связаны ли каким-либо образом эти два уголовных дела, сказать трудно: Местникова экстренно этапировали в Иркутск, откуда новостей почти нет. А Евгений Бало решением суда помещен в Якутский следственный изолятор.

Адвокат Александр Бобров регулярно встречается с ним и согласился раскрыть «ЯВ» некоторые детали уголовного дела.

Александр БОБРОВ, адвокат:

- Евгения Бало обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, в 2015-2016 г.г. он присвоил все 45 млн рублей государственной субсидии, выделенной на организацию речных пассажирских перевозок. При этом пассажирские перевозки по госзаданию выполнялись и даже в большем объеме, чем было предусмотрено контрактом. Так, в 2016 году по маршруту Якутск – Олекминск было выполнено 56 пассажирских рейсов вместо 49 по госзаданию.

- Вас послушать, так Бало надо к ордену, а не на скамью подсудимых…

- Орденами я не занимаюсь. Но расскажу, в чем именно состоят претензии следствия. Евгений Бало учредил несколько коммерческих компаний с похожими названиями, отличающимися лишь одной буквой: «Лентурфлот К» – теплоход «Кулибин», «Ленатурфлот С» - «Михаил Светлов», «Ленатурфлот Б» - «Демьян Бедный» и «Ленатурфлот СПК» - суда на подводных крыльях. Насколько понимаю, это было сделано для того, чтобы перевести предприятия на упрощенную систему налогообложения. Непосредственно ООО «Ленатурфлот» по объективным показателям –  количество работающих, финансовые объемы и т.д. – не могло находиться на УСН. А небольшие компании могли, что привело к экономии на налоговых отчислениях.

Получателем государственной субсидии Республики Саха – тех самых 45 миллионов в 2015-2016 г.г. – была ООО «Ленатурфлот», директором которого являлся Бало. А непосредственно пассажирские перевозки по контракту выполняли другие компании, где Бало был уже учредителем. На этом основании следствие считает, что раз получателем субсидии была «Ленатурфлот», а работы выполняли другие, то Бало все деньги присвоил. Но как деньги могли быть украдены, если субсидированные рейсы выполнялись? Да, не «Ленатурфлотом», но ее аффилированными компаниями.

Бало дает показания, что выделенные государственные деньги направлялись на ремонт судов, закупку топлива, продуктов, зарплату, налоги и т.д. Все отчеты сдавались в Минтранс республики, там имеются копии билетов пассажиров. Иными словами, есть подтверждающие документы, что субсидированные рейсы выполнялись. А значит, о каком ущербе государству или мошенничестве может идти речь?

7 июля в суде рассматривался вопрос об избрании меры пресечения Евгению Бало. Я задал вопрос следователю: «Объемы по госконтракту выполнены?». Тишина. «Выполнены?». Тишина. «Выполнены?» «Да, выполнены, - отвечает. – но другими лицами». «Но ведь выполнены! Тогда где ущерб?». Молчание.

В уголовном деле должен быть умысел на хищение. А какой умысел, если работа выполнена? Если считают, что субсидия была истрачена недолжным образом, тогда пусть обращаются в Арбитражный суд и взыскивают ее.

- И все-таки непонятно, как директор Бало учредил четыре личных фирмы с похожими названиями и через них осваивал государственную субсидию. А что налоговая? Ведь в результате этого государство недополучило определенную сумму налоговых поступлений?

- Вопрос взаимоотношений с налоговой меня вообще не интересует, поскольку он не является предметом рассмотрения уголовного дела. Налоговая провела свою проверку, выявила нарушения, выписала какой-то штраф и претензии сняла – уголовного состава в действиях Бало ФНС не обнаружила. Путин говорил: «Не надо кошмарить бизнес». И налоговая служба следует этой рекомендации. Нарушение устранено, суда возвращены в «Ленатурфлот», какой-то штраф выписан. И все. Пусть «Ленатурфлот» дальше платит налоги.

Что же делает транспортная полиция? 6 июля из служебного сейфа в бухгалтерии «Ленатурфлота» следствие изымает 4,5 млн рублей. А ведь это оборотные средства предприятия, которые должны идти на обеспечение его работы. При этом все приходно-кассовые документы на эти деньги имеются. Для чего их нужно было изымать не где-то на даче у Бало, а из служебного сейфа? Изъяты и документы предприятия, без которого оно фактически не может работать. А ведь больше никто пассажиров по многим речным направлениям в Якутии возить не сможет. Насколько мне известно, «Ленатурфлот» получала государственную субсидию без конкурса, потому что никто больше на него не заявлялся. Никому это было неинтересно.

Теперь об организации частных коммерческих предприятий Евгения Бало. В 2015 году, это и следователь подтвердил, у «Ленатурфлота» были арестованы счета. По логике вещей Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики не должно было давать субсидию предприятию, у которого арестованы счета. Почему субсидию выдали – вопрос к Минтрансу.

Возможно, именно потому, что больше никто, кроме «Ленатурфлота», не заявился на конкурс. И Бало, чтобы обеспечить исполнение контракта, делает такой предпринимательский ход – организует несколько частных компаний, которые арендуют суда у того же «Ленатурфлота». Насколько это было обоснованно, судить не могу – не мой вопрос. Но ситуация развивалась именно таким образом.

В принципе, Бало ничего не скрывал и был уверен в своей правоте. В контракте с Минтрансом речь идет – внимание! – об организации (!) пассажирских перевозок, а не о выполнении. То есть, «Ленатурфлот» должна была организовать перевозки, а как она это сделает – это уже ее вопрос. Он и сейчас полностью уверен, что все делал правильно. Говорит мне: «Александр Васильевич, давайте назначим судебно-бухгалтерскую экспертизу. Госкомцен нам претензий не предъявляет, Минтранс отчеты принимал. Есть билеты на каждого пассажира. Пусть проверят Иванова, Петрова, Сидорова, покупали ли они субсидированные билеты».

- А почему следствие не назначило такую судебно-бухгалтерскую экспертизу?

- Наверное, на этом этапе им это не нужно. Почему, не знаю. Я окончил Академию экономической безопасности и по такому материалу никогда бы не возбудил дело. Евгений Бало своей вины не признаёт и не признает. Он совершенно спокоен даже в СИЗО.

Я не люблю это слово, но дело очень похоже на заказное. Я не знаю, какая сила его инициировала и гадать не буду. Я человек, далекий от политики. Но на определенные мысли наталкивает, если к Бало приходит оперативный сотрудник и говорит: «Дай показания на министра транспорта Якутии Семена Винокурова».

- С этого места поподробнее, пожалуйста.

- 6 июля следователь предъявляла ему обвинение. Когда в ИВС привели Бало, он мне сказал, что только что оперативный сотрудник предложил ему досудебное соглашение взамен на то, чтобы Бало обвинил Семена Винокурова в получении взятки. Якобы министр получал от «Ленатурфлота» взятки за выделение субсидии и прием отчетов. Мой подзащитный от этого отказался. Сказал, что такого не было.

- Александр Васильевич, вашего подзащитного просили дать обвинительные показания еще на кого-нибудь?

- При мне такие разговоры, естественно, не ведут. Так что я могу опираться только на слова самого Евгения Бало. Он говорил, что кроме министра ничьи фамилии в таком контексте не звучали. В суде по избранию меры пресечения судья спросила следователя: «Он, что, один проходит по делу или в составе организованной группы?». «Мы по этому вопросу работаем», - ответила следователь.

P.S. Несколько дней назад министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров лишился своей должности "в связи с переодом на другую работу"...

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Согласны ли вы с тем, чтобы в верховьях Лены построили целлюлозно-бумажный комбинат?