Вы здесь

Антиалкогольный закон не влияет на количество проданного и выпитого

20 июля 2021 в 13:18Рубрика: Акценты

Антиалкогольная кампания Якутии провалилась. Об этом 14 июля говорили чиновники, депутаты, предприниматели и представители общественных организаций.

Модераторами дискуссионной площадки выступили министр предпринимательства Ирина Высоких и народный депутат Якутии Виктор Федоров. В республиканский медиацентр позвали представителей самых разных сфер, многие следили по ВКС. Обсуждали проблему борьбы с алкоголизацией, которая по-прежнему остро стоит в республике.

Глава Якутска Евгений Григорьев отметил, что цифры людских потерь от водки в столице сопоставимы с жертвами коронавируса. «22% всех смертей так или иначе связаны с алкоголем, 50% всех преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения – 90% убийств и 70% причинения вреда здоровью. По этим показателям Якутия входит в число десяти регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения», - заявил мэр.

По словам Григорьева, опиравшегося на цифры некой статистики, ежегодно из-за пьянства работников республика недополучает 18 миллиардов рублей валового регионального продукта – а это бюджет всего Якутска. «Ежегодно мы теряем один бюджет города Якутска из-за того, что люди теряют свою производительность труда из-за злоупотребления алкоголем», - объявил глава Окружной администрации.

Обратив внимание на слайды, добавил, что с 2016 года идет рост синдрома алкогольного психоза по всем возрастным категориям населения. Три года растет и кривая семей, признанных находящимися в социально опасном положении. На фоне такого разгула «зеленого змия» Якутск наполняют все новые алкомаркеты. Если в 2019 году их здесь было 373, то теперь уже 454. Основные сетевики – «Больше меньше», «Ремикс», «Исток» и «Алмаз». Причем пандемия привела не только к росту числа алкомаркетов, но и к увеличению их доходов почти на полмиллиарда рублей за год. Делиться же ими алкобизнес не торопится: из оборота в 6,5 миллиардов рублей в 2020 году бюджету Якутска досталось только 32 миллиона…

А потом мэр перешел к предложениям. По словам Евгения Григорьева, особую опасность представляют так называемые лжекафе – маскирующиеся под общепит наливайки на вынос. В мэрии их знают поименно – у нас 94 лжекафе, половина из которых плотно засела в Строительном, Сайсарском и Промышленном округах. В администрации города считают, что бороться с этой напастью можно путем увеличения площади объектов общепита с нынешних 50 до 75 квадратных метров. «Это позволит нам в Якутске оставить 22 лжекафе, остальные 72 уйдут», - подсчитал Григорьев.

Еще одно предложение мэрии – установить 150-метровую стерильную от алкомаркетов зону вокруг объектов соцкультбыта. Причем рассчитывать ее не как сегодня – по тротуарным дорожкам, а призвать на службу спутники, которые измерят расстояние от алкоточек до дверей школ, больниц и стадионов. Инициатива понятна. К примеру, алкомаркет в здании универсама «Удачная покупка» по Ярославского выходит почти к забору 26 школы. Но чтобы попасть в него, нужно обогнуть магазин по тротуару, и формально норматив удаленности соблюден.

Обсуждая предложения мэрии Якутска, участники дискуссионной площадки заметили, что новые правила могут не пережить ряд популярных в городе ресторанов. Так, площадь «Тото хана» не дотягивает до предлагаемых 75 квадратных метров, а «Река Озеро Лес» и «Тыгын Дархан» придется закрыть, поскольку до Школы искусств по прямой меньше 150 метров. Но Григорьев успокоил: у кого лицензии на розничную торговлю алкоголем уже имеются, на тех нововведения по закону распространяться не будут.

А вот новым соискателям заветных алкоразрешений места в этих краях, конечно, уже не будет. Евгений Григорьев этого и добивается: «Предлагаю закрепить квоту 454 лицензиата, дальше ни шагу. Куда еще больше магазинов? Хватит». Мэрия готова издать постановление, но для этого необходимо внести изменения в соответствующий республиканский закон.

Выступивший заместитель министра предпринимательства Якутии Максим Прокопьев подтвердил, что объем продаж алкоголя в республике стабилизировался в 2015 году, когда крепкие напитки запретили отпускать в многоквартирных домах. Но с 2018-го водка как будто рекой полилась, что показывает беспристрастная ЕГАИС.

Специализированные винно-водочные магазины завлекают народ яркими красочными вывесками. Прокопьев считает, что Ил Тумэн должен инициировать внесение изменений в федеральное законодательство, дабы поставить наружную алкорекламу в строгие серые рамки. И с сожалением признал, что республиканский закон об ограничении реализации спиртосодержащей продукции не влияет на количество проданного и выпитого.

Право контролировать работу алкомаркетов Минпред Якутии получил лишь в конце 2018 года. Но наказывать чиновники имеют право только зарегистрированных торговцев горячительным. А вот если в киоске водку из-под полы отпускают даже детям, проверяющие бессильны. И предложил кратно увеличить ответственность нарушителей административного кодекса РФ, что опять же требует решения федеральных законодателей.

Депутат Ил Тумэна Виктор Федоров сообщил, что принятая в 2011 году российская программа борьбы с алкоголизацией населения приказала долго жить в 2020-м, а новую в стране не приняли. Да и старая осталась на бумаге: из 21 пункта реализовали лишь один – 12-й об ограничении места и времени продажи. «А там ведь были профилактика, кампания по формированию здорового образа жизни, укрепление нравственности, широкий доступ к лечебно-профилактической работе, наркология и т.д. Борьба с пьянством и алкоголизмом – это комплекс, а не только запретительные меры», - резюмировал Федоров.

Комментируя действие соответствующего республиканского закона, нардеп заметил, что теперь продажа крепкой спиртосодержащей продукции зачастую производится в приспособленных помещениях гаражей и складов. Зато алкоголь выгнали даже из специально спроектированных магазинов в многоквартирных домах. «Специально посмотрел: в 203 микрорайоне ни одного алкомаркета – все многоквартирные дома, везде запрет. А вот в сараюшках-развалюшках торговать алкоголем можно. Наверное, это неправильно», - сказал Виктор Федоров.

Он в очередной раз предложил вернуть алкоголь в специально спроектированные магазины, а заодно ужесточить требования к понятию «специализированный». Сегодня так называться имеют право торговые точки, минимум 80% оборота которых приходится на определенные виды товаров. В итоге рядом с водкой и коньяком появились соки, колы, шоколадки и даже молоко. Депутат считает, что в алкомаркетах сладостям не место – не потому, что покупатели на них отвлекаются, а чтобы дети не заходили. Ну, и предложил продлить продажу крепкого спиртного в республике до 22.00. Это должно ударить по тем же лжекафе-наливайкам и бутлегерам, час пик которых наступает после закрытия алкомаркетов.

Что касается расцвета количества точек по продаже горячительной продукции, то, по мнению Федорова, опять же через федеральные органы власти нужно установить жесткие квоты с учетом мнения жителей, представителей общественности и органов муниципальной власти.

Второй модератор площадки министр Ирина Высоких расплылась от удовольствия: «Спасибо, Виктор Николаевич, что вы сказали о том, что республиканский закон не работает. Мы давно хотели это услышать от самих депутатов. Смысл работать по закону, который не приносит пользы? А то Минпред постоянно критикуют за выдачу новых лицензий. Но мы работаем в рамках действующего законодательства. И если без оснований кому-либо откажут в выдаче лицензии, к моим подчиненным придет прокуратура».

В этот июльский вечер говорили много. Заместитель председателя Координационного совета по предпринимательству при главе республики Ирина Котенко ошарашила всех сообщением, что сами алкооптовики предлагали полицейским купить за 22 миллиона рублей машину-рентген, которая бы остановила поток контрафакта на федеральной трассе «Лена» - единственной круглогодичной сухопутной артерии, связывающей республику с остальной Россией. Но МВД к такой идее отнеслось прохладно. «Даже на это льготное очень хорошее предложение не покусилось». Видимо, предпочитая ловить «левую» водку, что называется, на ощупь.

Лениво зевают и власти. По словам Котенко, еще в прошлом году были известны адреса 19 кафе в Якутске, не соответствующих  требованиям законодательства. До сих пор ни одно не закрыли. «Почему? Кто заинтересован в том, чтобы они продолжали работать дальше?», - задалась риторическим вопросом зампредседателя Совета при главе Якутии…

Как будто заскучав в родной республике, участники дискуссионной площадки обсудили практики борьбы с алкоголизацией в Иваново, Татарстане. Поспорили, сколько магазинов торгуют крепким в Норвегии и почему пиво лучше водки. Посетовали на непростую дорогу молодежи в спортивные объекты республики. Помянули и 156 так называемых «трезвых сел». «На бумаге они трезвые, а по факту далеко не в том состоянии находятся. Везде есть тетя Люся, которая продает из-под полы в редких случаях легальный алкоголь, а в основном контрафакт. Дети погибают от спирта, люди умирают от антисептиков, в том числе в трезвых селах. Это, конечно, страшно…», - констатировала министр Высоких.

Под занавес встречи подал голос и сам алкобизнес. Хозяин сети «Больше меньше» Виктор Дзивицкий признался, что он категорически против увеличения времени продажи алкоголя. «Нам это невыгодно. Это приведет к увеличению расходов на содержание алкомаркетов. В прошлом году в пандемию мы по четыре часа в день торговали, и объемы продаж практически не изменились. Против увеличения времени выступают и наши конкуренты – лжекафе и бутлегеры», - резюмировал предприниматель, неуверенно добавив, что шутит.

Затем мягко ответил мэру Григорьеву, рассказавшему про баснословные пандемийные прибыли торговцев «зеленым змием». По словам Дзивицкого, выручка действительно выросла на 8%, но алкоголь-то подорожал на 15-20%!.. А от имени уже, как сказал, «нормального человека», добавил, что новые ограничения опять ударят по легальному бизнесу: «Хорошие рестораны не смогут просто сняться и переехать на новое место, а для лжекафе это не проблема». Распалившись, Виктор Дзивицкий сдался: «Увеличьте время продажи алкопродукции. Тогда и лжекафе с бутлегерами застонут, да и официальных торговых точек станет меньше, поскольку упадет их рентабельность».

Вообще, предлагали много. В том числе построить велодорожки в Якутске, а то, как призналась министр Ирина Высоких, катается она по Вилюйскому тракту мимо городской свалки. Итоговую резолюцию дискуссионной площадки обещали подвести через неделю. А осенью собраться снова, чтобы конкретизировать свою нынешнюю разноплановую позицию.

Ну, и наконец, посмотреть, что нужно сделать, чтобы народ стал меньше пить. Запретительные меры результатов не дали. Нас ведь так просто не согнешь – не тот характер. А про характер мне нравится один анекдот: как русского заставить прыгнуть в это окно? Ему нужно сказать, что в это окно прыгать нельзя. Слово «русский» можно заменить…

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?