Вы здесь

10 вопросов про АЛРОСА, которые мучили якутян

27 апреля 2020 в 08:52Рубрика: Акценты

Вынужденно, как и все, перейдя на удаленку, АЛРОСА ответила на самые животрепещущие вопросы якутян. Позвали их в соцсети, самым консервативным гражданам оставили возможность расспрашивать по телефону. ТайгаПост публикует десять наиболее часто встречаемых вопросов, которые интересовали жителей республики о работе главной горнодобывающей компании Якутии.

Впервые на прямой разговор с населением руководство АЛРОСА вышло еще два года назад. Но тогда беседовать согласились лишь с представителями своего коллектива. А нынче, в феврале, на разговор позвали всех якутян. Вопросы принимали по электронной почте, создали аккаунты в соцсетях, использовали мессенджеры. Планировали ответить на них 31 марта в ходе проведения Хозактива компании. Но случилась пандемия, и очное мероприятие пришлось отменить. Теперь, пусть с небольшим опозданием, пришло время собирать камни.

В распоряжении ТайгаПост оказалась подборка вопросов и ответов, среди которых мы выбрали десять, на наш взгляд, наиболее интересных. Отметим, что всего в адрес АЛРОСА поступило около 500 запросов. Самую большую активность проявили работники компании. Но каждый пятый вопрос пришел из-за пределов трудового коллектива.

ПРО ДОЛЮ

Якутян интересовало, остается ли АЛРОСА «священной коровой» для республики, формирующей ее бюджет. Ответил Ил Дархан Айсен Николаев, напомнивший, что эта компания — единственная из горнодобывающих, где республика имеет контрольный пакет акций (33% с учетом акций улусов алмазной провинции).

Айсен НИКОЛАЕВ:

«В 2019 году доля налоговых и неналоговых платежей АЛРОСА составила 39% от собственных доходов консолидированного бюджета РС(Я). Также действует соглашение о социально-экономическом развитии республики, в рамках которого ежегодно заключается договор пожертвования с компанией АЛРОСА, в котором определяется целевое назначение указанных средств.

Общая сумма ежегодных поступлений по договору — 850 млн рублей, в том числе 150 млн рублей направляется на обеспечение программы водоснабжения вилюйской группы улусов, 700 млн рублей идут на объекты социальной инфраструктуры и на мероприятия по поддержке проектов в сфере образования, науки, культуры, спорта, экологии, здравоохранения и иных направлений социальной сферы.

Например: терапевтический комплекс п. Батагай с вводом в 2020 году, культурные центры в с. Майя, Борогонцы и Намцы, которые приурочены к празднованию столетия образования республики, КСК Зырянка (ввод в 2020 году). Также с прошлого года начата поддержка создания комфортной городской среды в муниципальных образованиях таких крупных населенных пунктов, как Якутск, Алдан, Нюрба, Покровск и т. д.

В этом году предусмотрено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном и хоккейным кортом в Ленском районе, многофункционального центра культуры и спорта в Верхневилюйске, школы на 120 мест в с. Крестях Сунтарского улуса, дворца культуры в Вилюйске и школы-сада в с. Харыялах Оленекского района. Не более 40% средств, поступающих в виде дивидендов от акций, составляют расходы неинвестиционного текущего характера, которые определяются улусами алмазной провинции самостоятельно».

ПРО КОНТРОЛЬ

Якутян также волновало, насколько эффективно расходуются дивиденды АЛРОСА властями алмазных улусов. И кто за этим вообще смотрит.

Айсен НИКОЛАЕВ, глава Якутии:

«Контроль за расходованием средств осуществляется по нескольким направлениям Фондом будущих поколений. Улусы алмазной провинции в соответствии с заключенными соглашениями представляют в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) свою отчетность о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению по установленной форме. Отмечу, что, так как средства зачисляются в местный бюджет районов, действует и дополнительный контроль, который осуществляется депутатами районных советов».

ПРО ЭКОЛОГИЮ

Среди наиболее популярных вопросов, поступивших в адрес алмазодобытчиков, был примерно такой: «Как республика оценивает экологические меры, предпринятые АЛРОСА? Считает ли республика, что компания должна была заплатить штрафы за загрязнение окружающей среды?».

Слово снова взял Айсен НИКОЛАЕВ:

«Для нас, для компании, для всех жителей республики данная ситуация стала форс-мажором. Сегодня важно вот что: в воды рек тогда попало много ила и грязи, но не попало никаких ядовитых веществ. И сегодня, судя по данным экологов, состояние рек уже намного лучше, чем было. АЛРОСА со своей стороны провела мероприятия, расширив русла и переконструировав дамбы, чтобы подобные трагедии уже не могли произойти.

Компания не избегает ответственности и сегодня серьезно финансирует природоохранные мероприятия в республике. АЛРОСА софинансирует программу развития водоснабжения 29 населенных пунктов Вилюйской группы улусов на 2019–2024 годы и направит на эти цели 833 млн рублей.

Также в конце 2019 года подписано Соглашение о взаимодействии между Правительством РС (Я), НО «Целевой фонд будущих поколений РС(Я)» и компанией, предусматривающее проведение научных исследований по Программе экологического состояния Вилюйской группы улусов и здоровья населения на этих территориях. Общая стоимость работ оценивается в 138,0 млн рублей».

ПРО НЕДРА

Судя по построению вопросов, в АЛРОСА не бросились сглаживать острые углы. К примеру, вот как жители Якутии обратились к генеральному директору компании Сергею Иванову: «Кому принадлежат недра? Зачем нужно было продавать акции зарубежным инвесторам, неужели без них бы не справились? Почему дивиденды с наших недр должны идти дяде за бугор?».

Сергей ИВАНОВ, генеральный директор АК «АЛРОСА» (ПАО):

«Акции АЛРОСА вышли в свободное обращение в результате приватизации, когда Российская Федерация и Якутия продавали часть принадлежащих им ценных бумаг для пополнения бюджетов. Задача, которая стояла перед всеми участниками процесса, — получить за акции высокую, справедливую цену.

К сожалению, емкость российского рынка на тот момент этого не позволяла, поэтому было принято решение привлечь к размещению акций и зарубежные фонды. Ограничься тогда акционеры только российскими инвесторами, средств, которые впоследствии пошли на развитие, было бы получено значительно меньше.
Сегодня иностранным фондам в совокупности принадлежит порядка 10–15% акций АЛРОСА. При этом доля каждого из иностранных акционеров настолько мала, что они не могут влиять на принятие каких-либо решений.

Стоит отметить, что наличие иностранных инвесторов — это хороший признак, индикатор, которым мы, в общем-то, можем гордиться. Если зарубежные фонды (даже из таких стран, которые вообще-то накладывали на Россию санкции), известные очень большой избирательностью, вкладывают свои деньги в наши акции, значит, они считают АЛРОСА стабильной, финансово устойчивой компанией с большими перспективами».

ПРО БУДУЩЕЕ

Следующая группа вопросов была о перспективах АЛРОСА как алмазодобывающей компании. Якутяне интересовались, не планируется ли заняться и другими полезными ископаемыми. Гендиректор Иванов был непреклонен:

«Согласно действующей Стратегии развития на 2019–2023 годы, профильным для АЛРОСА бизнесом является добыча алмазов, и именно на ней компании надлежит сконцентрироваться. АЛРОСА обладает уникальной минерально-сырьевой и производственной базой, компетенциями, научными, инженерными и управленческими кадрами, которые являются важными конкурентными преимуществами и делают нашу компанию лидером в этой области.

Логично сконцентрироваться на развитии и укреплении этих преимуществ, а не попытках конкурировать в новых для себя отраслях и на новых рынках, что помимо прочего будет требовать огромных финансовых вложений и распыления ресурсов. Поэтому в обозримой перспективе руководство и акционеры АЛРОСА менять описанные выше ориентиры развития компании не планируют».

ПРО СИНТЕТИКУ

Сергея Иванова спросили: не хотят ли акционеры сменить природные алмазы на искусственные? Ведь, наверное, проще выращивать минералы в лаборатории, чем искать их в недрах.

Сергей ИВАНОВ:

«У нашей компании нет планов по производству или продаже синтетики. АЛРОСА была, есть и останется производителем высококачественных натуральных алмазов и бриллиантов, добытых и ограненных с соблюдением всех стандартов социальной и экологической ответственности. Более того, мы считаем это нашим конкурентным преимуществом».

ПРО ВЫВОДЫ

Неудивительно, что одной из животрепещущих тем в разговоре с руководством АЛРОСА была экология. Якутяне беспокоились, не повторится ли авария 2018 года.

На всё ответила Полина АНИСИМОВА, руководитель Экологического центра АЛРОСА:

«В августе 2018 года чрезвычайное событие, произошедшее на месторождении Ирелях, было обусловлено аномальным высоким уровнем осадков и последовавшим наводнением, т. е. природным фактором.

После этого в проект отработки прииска «Ирелях» были внесены изменения с учетом зафиксированного объема воды в реке после аномальных осадков. В результате водоотводящий канал был расширен для пропуска увеличенного объема паводка. В отношении ГТС на месторождении Ирелях и Горное все работы были выполнены в 2018–2019 годы. Кроме этого, проведена оценка рисков аварии ГТС, уровни риска оценены как приемлемые (допустимые).

Все гидротехнические сооружения находятся в непрерывной эксплуатации. Они оснащены необходимыми техническими средствами постоянного контроля за безопасностью объектов, в полном объеме разработана документация, необходимая для их безопасной эксплуатации, проводятся все виды мониторинга, предусмотренные проектной документацией и нормативно-правовыми актами, в области эксплуатации ГТС».

ПРО ВИЛЮЙ

Отдельный блок вопросов касался качества воды Вилюйского бассейна, пострадавшего в результате прорыва дамбы в 2018 году.

Полина АНИСИМОВА, руководитель Экологического центра АЛРОСА:

«По данным мониторинга ситуация на реке Вилюй стабилизировалась еще в октябре 2018 года, содержание химических веществ пришло в уровень июня/июля 2018 года. Мониторинг 2019 года показывал содержания, не превышающие фоновые концентрации. Привнос загрязняющих веществ — отсутствует.

В ходе собственной производственной деятельности АЛРОСА не использует химические реагенты и материалы, имеющие в своем составе высокотоксичные, канцерогенные и ядовитые вещества».

ПРО КАДРЫ

«Почему местные не работают? У нас своих специалистов хватает. С других регионов предоставляют работу. Дискриминация. На своей родной земле работу не можем найти».

Алина ПАЦИАНСКАЯ, начальник Службы управления персоналом АЛРОСА:

«В АЛРОСА работает программа «Местные кадры - в промышленность». В рамках этой программы в 2019 году трудоустроено около 1 400 жителей Якутии. Из них вахтовым методом и на сезонные работы — 581 человек, из сельской местности — 485 человек, молодых специалистов в возрасте до 30 лет — 301 человек.
Совместно с Государственным комитетом Якутии по занятости населения и Центром занятости представители АЛРОСА проводят ярмарки вакансий. В них приняло участие более 2000 местных жителей. В рамках Госпрограммы содействия занятости населения направлены на обучение 352 безработных и незанятых граждан».

ПРО СТУДЕНТОВ

Понятно волнение студентов и их родителей, кто хотел бы найти работу в АЛРОСА. Они интересовались, как закрепиться в компании еще со студенческой скамьи.

Алла Попова, директор Центра подготовки кадров:

«АЛРОСА заключает договоры со студентами, обучающимися по программам бакалавриата и специалитета по окончании 2-го курса обучения и выше, а также с первого курса обучения по программе магистратуры, востребованным в АЛРОСА.

Студент должен соответствовать обязательным требованиям: средний балл за весь период обучения — не менее 4 баллов и выше, прохождение тестирования. По вопросам получения более подробной информации и заключения договора необходимо обращаться в Центр подготовки кадров».

Источник: ТайгаПост

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?