Вы здесь

Из истории железной дороги Беркакит – Томмот - Якутск

15 мая 2020 в 16:34 Жизнь + Гость

16 лет назад, 15 мая 2004 года, подписан судьбоносный документ для нашей якутской железной дороги - постановление Правительства Российской Федерации №242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск».

Постановлением был определен общий объем капитальных вложений на строительство и обеспечение ввода пускового комплекса Томмот – Кердем в 2010 году в размере 15 млрд. рублей. Функции госзаказчика были возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Постановлением также предусмотрено, что Правительством Республики Саха (Якутия) будут приняты меры по привлечению средств внебюджетных источников в размере 7 млрд. рублей на завершение строительства железнодорожного участка Беркакит-Томмот.

После трехлетних усилий руководства республики, заинтересованных федеральных министерств и ведомств был подписан действительно настолько важный и исторический для АЯМа документ, значение которого для Республики Саха (Якутия) трудно переоценить. Судьба многострадального АЯМа и дальнейшее ее продвижение на Север были решены.

Ведь за 18 лет, с 1985 года, с начала строительства железной дороги Беркакит – Томмот - Якутск рельсовая колея прошла малую часть пути и остановилась на переправе через реку Алдан у города Томмота.

Принятое ранее в ноябре 1993 года постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации №1104 в силу политических ситуаций в стране в 90-е годы прошлого века и печально известного дефолта было провалено.

В мае 2004 года Федеральный центр принял, наконец, политическое решение и вернулся на стройку.

25 апреля 2005 года в районе станции Томмот началось строительство нового 364-километрового участка Томмот – Кердем железнодорожной линии Беркакит – Томмот - Якутск.

В торжественном митинге по случаю начала строительства приняли участие Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Акулов, руководители корпорации «Трансстрой», ОАО АК «Железные дороги Якутии».

Строительство пускового комплекса Томмот - Кердем велось в сложных инженерно-геологических условиях: высокая сейсмичность, крутые склоны, вечная мерзлота.

По проекту, на трассе будет должно быть возведено в общей сложности 59 мостов. Окончание строительства было намечено в 2010 г.

Позже 22 июля 2008 года Постановлением Правительства РФ №553 было внесено изменение в пункт 1 постановления №242, согласно которому признано целесообразным продолжение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск с обеспечением ввода в эксплуатацию пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) в 2013 году с общими затратами на его строительство в период с 2005 по 2013 год в размере 49423,1 млн руб.

15 ноября 2011 года было уложено «золотое звено» на станции Нижний Бестях, которое стало поистине историческим событием для Республики Саха (Якутия). В торжественной укладке «золотого звена» принял участие Президент РФ Дмитрий Медведев.

В своем выступлении Дмитрий Медведев отметил:

- Из-за сложностей в стране, из-за отсутствия финансирования стройка, начатая еще в 80-е годы, растянулась на несколько десятилетий. Но последний ее этап был пройден ударными темпами, и сегодня мы сможем поучаствовать в завершении этой огромной и очень важной работы. Это самая северная железная дорога, которая будет частью общей сети нашего огромного Отечества. И это действительно колоссальное событие для жителей Якутии, для всех жителей нашей страны.

Президент страны выразил сердечную благодарность всем, кто имел непосредственное отношение к возведению железной дороги:

- В условиях вечной мерзлоты, в условиях сложного российского климата вы довели эту работу до конца. Вы молодцы, вы заслужили самые лучшие похвалы!

Завершая свое короткое выступление, Президент Российской Федерации еще раз поздравил всех присутствующих: «Я очень рад, что сегодня я с вами. Еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто строил, кто помогал, кто надеялся, кто ждал и кто, наконец, дождался этого великого события!»

После выступления главы государства бригада путейцев уложила «золотое звено» железнодорожного пути, соединившего станцию Беркакит на БАМе со станцией Нижний Бестях.

Тем самым полностью завершено строительство 439 км железнодорожного пути, предусмотренных проектом. На эти работы было

привлечено 17 головных подрядных предприятий и 20 субподрядных организаций.

В августе 2014 года до станции Нижний Бестях открылось грузовое движение в режиме временной эксплуатации. Первый грузовой поезд из 20 вагонов доставил стройматериалы, товары народного потребления. Использование строящегося участка даже в режиме временной эксплуатации наглядно показало преимущество железнодорожного транспорта в осуществлении перевозок грузов для нужд республики, существенно сократив не только транспортные расходы на их доставку, но и не раз спасая «северный завоз» в период неблагоприятной навигационной обстановки из-за мелководья на Верхней Лене.

Торжественный ввод в постоянную эксплуатацию с открытием пассажирского движения до станции Нижний Бестях состоялся 29 июля 2019 год.

Участок трассы Томмот-Кердем-Нижний Бестях, общей протяженностью 439 километров в инженерном плане является одним из самых сложных инфраструктурных объектов.

Амуро-Якутская магистраль - самый масштабный проект создания железнодорожной инфраструктуры в России за последние 35 лет. Проект реализован в рамках федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России.

Заказчик - Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).

Генеральный подрядчик:

до 2018 года - ЗАО Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»

с 2018 года – АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии».

Источник: пресс-служба АО "АК "ЖДЯ"

Опрос недели

Довольны ли вы мерами правительства РФ по сдерживанию продуктовых цен?